andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Category:

"Шедевр" французского танкостроения.

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Мегасупертанк во французском исполнении.
Если вы думаете, что мегасуперпупертанки строили только представители широко известных "сумрачных тевтонских гениев", то глубоко ошибаетесь. Не менее известные представители "острого галльского смысла", во многом немцев переплюнули. И вообще французское танкостроение настолько.....(задумался) оригинально, что даже "ОЙ". Речь сегодня пойдет о так сказать эталонном, я бы сказал идеальном, примере иллюстрирующем специфичность французской школы танкостроения.

Итак:

В 1917 году французские конструкторы начали работу на проектом "сверхтанка". И в общем сверхпроект сверхтанка они родили (правда "роды" были долгие и мучительные, и пока они проходили война-то и закончилась). Известна эта машина под обозначением "тяжелый танк прорыва" FCM 2C. Этот монстр построенный в 1919 году гигантской "серией" в 10 экземпляров, и по сей день является самым большим танком когда либо воплощенном в металле. При весе в 70 тонн, длина этого бронеавтобуса составляла 10,3 метра, ширина 2,95 метра и высота 4,1 метр. Стоимость гиганта составляла астрономическую сумму в 2 000 000 франков в ценах 1920 года, при этом цена Renault FT-17, шедевра французского танкостроения, составляла от 80 000 до 100 000 франков (в зависимости от модификации и установленного вооружения). Неудивительно, что первоначальный заказ на 700 (!) подобных мастодонтов, был снижен сначала до 300 машин, а потом, в связи с окончанием боевых действий в ПМВ ограничились всего лишь 10 экземплярами. Чтобы вы понимали масштаб этой бронеколесницы апокалипсиса вот фотографии, на которых виден размер FCM 2C по сравнению с человеком:









Причем вооружение танка было весьма слабым для такой огромной машины: одна 75-мм пушка и пять 7,5-мм пулеметов Hotchkiss. Экипаж составлял 12-13 человек, бронирование лба 45-мм, борт был толщиной 30 мм, а корма 25 мм, при этом сей агрегат жрал 12,8 литра бензина на 1 км пути, а запас хода по шоссе составлял 160 км, причем скорость его движения по дороге с твердым покрытием составляла фантастические 15 км/ч. Короче, все эти танки были потеряны уже во Вторую Мировую войну, в 1940 году, причем в бою лишь 1 штука.

Но речь пойдет не о танке FCM 2C (если интересно, то этому "слонику" можно посвятить отдельный пост). А о его потомке - сверхтяжелом французском монстре FCM F1.

К середине 30-х годов прошлого века даже до самых твердолобых французских военных доперло, что огромная хрень FCM 2C окончательно и бесповоротно устарела. Но в планах войны с Третьим Рейхом (а в том, что война будет уже никто не сомневался) доблестные французские войска должны были победоносно отпинать вермахт, причем прорвав аналог французской "линии Мажино" в ее фрицевском варианте - "линию Зигфрида". Вот для этой-то сверхзадачи и планировалось использовать девайс, проектирование которого было начало в 1936 году.

Вояки сформулировали новые требования к танку прорыва 4 мая 1936 г. Окончательный вариант ТТЗ был представлен 12 ноября 1936 г. Согласно выданной спецификации тяжелый танк должен был иметь максимальную массу 45 тонн, скорость 30 км\ч и запас хода 200 км. Его броня должна была выдерживать обстрел из 75-мм полевых орудий с дистанции 200 метров, вооружение – 75-мм пушка\гаубица в лобовом листе корпуса, 47-мм пушка в башне и 2-3 пулемета.

Спустя несколько месяцев фирмы ARL, AMХ и FCM представили свои проекты разной степени упоротости, которые франнковоенных не удовлетворили. И тема заглохла до 1938 года. Когда и были сформулированы основные требования к танку прорыва линий долговременной обороны. Они включали в себя обязательное противоснарядное бронирование, скорострельное орудие в малой башне и орудие более крупного калибра в основной башне. А по весу, мечтатели из французского военного ведомства ограничений проектировщикам не ставили! Щедрые какие, шо пипец))).

Тут инженеры всех трех фирм, занимавшихся проектированием будущей гордости бронетанковых войск Франции (ARL, AMХ и FCM ) поняли, что щастье есть (причем с большой буквы "Щ") и пустились "во все тяжкие". Чем-то концепция FCM F1, напоминала советские двухбашенные танки СМК и Т-100, но галлы и тут оказались впереди планеты всей, ибо подобного бронечудовища спроектировать не смог никто, даже основные их конкуренты из соседней страны (боши конечно) и те оказались адекватнее. Кстати, в итоге выиграла конкурс фирма FCM.

В общем и целом, танк имел бронирование в 100 мм, а лобовая часть корпуса 120 мм (!). На 1938 год ни одно противотанковое орудие в мире не могло пробить такую "шкуру" даже при стрельбе в упор. Также на F1 планировалось установить две башни, орудия которых должны были специализироваться на поражении различных групп целей, но в отличии от своих советских аналогов французский сверхтяжелый танк имел, мягко говоря, весьма оригинальную компоновку. В передней части корпуса расположили отделение управление, за которым установили малую башню с 47-мм пушкой. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой – боевое отделение с основной башней, где была установлена 75-мм пушка.


Почти сразу гениям из военного ведомства стало понятно, что 75-мм пушка не будет эффективной против долговременных немецких укреплений. В качестве альтернативных вариантов были предложены 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Дополнительное пулеметное вооружение размещалось следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обоим бортам под основной башней, в кормовой части основной башни со смещением влево.

Чтобы сдвинуть с места сверхтяжелый танк, масса которого достигла по предварительным расчетам уже 140 тонн, в средней части корпуса расположили два 550-сильных дизельных двигателя Renault с электротрансмиссией. При этом франки надеялись, что максимальная скорость при передвижении по шоссе составит 24 км\ч. В итоге всех мытарств АМХ и ARL отсеялись, и военные приняли проект фирмы FCM. Деревянный макет танка F1 был представлен 12 апреля 1940 года. Вояки радостно бегали вокруг чудовищной конструкции длиной 10,5 метров, попукивая от восторга. Ведь такой херни на гусеницах не было в то время ни у одной страны мира! По-ходу вопрос боевого применения этого "долобла" их вообще не интересовал))).


Впрочем, у FCM F1 нашлось в Генеральном Штабе немало противников (все же нашлись адекватные люди!). Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела довольно сомнительной, так как до испытаний танка было ещё далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35. Не стоит также забывать, что из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машины мог далеко не каждый мост.


И все же, техническая комиссия (откат им посулили чтоле?), которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 г., а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3-4 единицы в месяц. Также было выдвинуто условие довести бортовое бронирование до 120 мм (!), что автоматом повысило вес танка ещё примерно на 5 тонн, а скорость в этом случае, опять же автоматически (хе-хе) снижалась до 20 км\ч. А потом пришли злые фрицы и вся опупея с этой эпичной бронегорой закончились. Бяда-пичаль.



Технические характеристика танка FCM F1 согласно проекта: масса от 140 (вариант 1) до 145 (вариант 2) тонн, длина 10,53 м, ширина 3,1 м, высота 4,27 м, вооружение одна 90-мм пушка, одна 47-мм пушка и четыре 7,5-мм пулемета, бронирование лоб корпуса - 120 мм, борт корпуса - 100-120 мм, экипаж - 8-10 человек, силовая установка два дизельных двигателя Renault V12 KGM, жидкостного охлаждения, мощностью по 550 л.с. каждый, расчетная скорость 20-24 км/ч, запас хода по шоссе 100 км.


Tags: ВМВ, Юмор, вундервафель, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments