andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Category:

Потери Вермахта в 1944-1945 годах. Часть 1, личный состав.

К вопросу, с кем и как воевал Третий Рейх в 1945 году.

Здесь мной делается попытка анализа потерь личного состава Вооруженных Сил Третьего Рейха по театрам боевых действий, причем сознательно используются лишь немецкие данные, дабы избежать обвинений наших про-западных товарищей в предвзятости и использовании "советской пропаганды".

Начнем «издалека», то есть с классики жанра – труда Буркхарда Мюллера-Гиллебрандта:



Все основные показатели таблицы 1 приведены на 1 июня текущего года. Исключение первая и последняя строчка, т.к. ВМВ началась 1 сентября 1939 года, а статистика в таблице ограничена 30 ноября 1944 года.



Вот так дело обстоит согласно подсчетам у Мюллера-Гиллебрандта. Что привлекает внимание прежде всего? Во-первых, это весьма "точные" цифры потерь до 30.11.44, и очень «круглые» цифры потерь с 01.01.45 по 30.04.45. О чем это говорит? Это говорит о развале системы отслеживания потерь. Когда цифры с «точностью до единицы», заменяются "плюс-минус десять тысяч".

Во-вторых, из данных приведенных М. Гиллебрандтом отчетливо видно, что начиная с июня 1943 года 2/3 потерь ВС Германии несли пропавшими без вести, а в 1945 году эта категория составила 4/5 всех потерь.
И, в третьих, из расчетов куда-то подевался декабрь 1944 года. Этого месяца в календаре национал-социалистского государства в 1944 году, видимо, просто не было.

Ну да ничего, есть и другие таблички, которые не так популярны, как таблицы Гиллебрандта, но не менее интересны. Например, в книге немецкого военного историка Фрица Гана [3] приведены такие данные из доклада Генерального Штаба Вермахта Адольфу Гитлеру от февраля 1945 года:



К сожалению, у Гана нет четкой раскладки в таблицах по потерям немецких вооруженных сил по ТВД за интересующий нас период. Однако данные, во всяком случае у Гиллебрандта есть. Так, он пишет, что «из общего числа потерь за период с июня по сентябрь 1944 г. на Западе было потеряно убитыми 54.754 человека и 338.933 пропавшими без вести, на остальных театрах военных действий, прежде всего на Востоке, - 214.511 человек убитыми и 626.641 пропавшими без вести. В этот период на Западе количество пропавших без вести превысило количество понесённых там потерь убитыми более чем в шесть раз; на остальных театрах военных действий - только в три раза». Что самое интересное, эти цифры весьма сильно противоречат данным из его же приведенных выше таблиц. Странно, да?

Шведский историк Цеттерлинг [4] приводит совершенно другие данные по потерям ВС *( Включая ВВС и ВМФ, «Организацию Тодта», союзников, вспомогательные части и т.д.) рейха по Западному и Восточному фронту. Так, в июне 1944 г. на Восточном фронте потеряно:
убитыми - 10.629 чел.,
ранеными - 41.165 чел.,
пропавшими без вести - 73.723 чел.
В июле 1944 г.: убитыми - 30.420 чел., ранеными - 131.732 чел., пропавшими без вести - 238.284 чел.
В августе 1944 г.: убитыми - 30.636 чел., ранеными - 152.484 чел., пропавшими без вести - 191.557 чел.

На Западном фронте потеряно:

В июне 1944 г.: убитыми - 4.975 чел., ранеными - 14.631 чел., пропавшими без вести - 15.848 чел.
В июле 1944 г.: убитыми - 10.839 чел., ранеными - 38.824 чел., пропавшими без вести - 55.135 чел.
В августе 1944 г.: убитыми - 7.205 чел., ранеными - 13.605 чел., пропавшими без вести - 127.633 чел.

Однако, все точки над «I» по интересующему нас вопросу, расставляют десятидневные донесения [5] о «кровавых» потерях действующей армии* – («Personelle blutige Verluste des Feldheeres» ) по BA/MA RW 6/559, BA/MA RW 6/559, RH 2/1355, 2/2623 .

Согласно этим донесениям, в июне 1944 года на Восточном фронте потеряно**:
убитыми – 8.428 чел., ранеными – 34.999 чел., пропавшими без вести – 3.005 чел.В июле 1944 г.: убитыми - 17.767 чел., ранеными – 80.660 чел., пропавшими без вести – 24.904 чел.
В августе 1944 г.: убитыми – 38.823 чел., ранеными – 171.182 чел., пропавшими без вести – 79.571 чел.
В сентябре 1944г.: убитыми – 25.814 чел., ранеными – 117.764 чел., пропавшими без вести – 282.562 чел.
В октябре 1944 г.: убитыми – 21.282 чел., ранеными – 104.945 чел., пропавшими без вести – 30.536 чел.
В ноябре 1944 г.: убитыми – 13.111 чел., ранеными – 65.867 чел., пропавшими без вести – 143.929 чел.
В декабре 1944 г.: убитыми – 10.864 чел., ранеными – 50.401 чел., пропавшими без вести –9.548 чел.
В январе 1945 г.: убитыми – 14.788 чел., ранеными – 67.162 чел., пропавшими без вести –28.110 чел.
В феврале 1945г.: убитыми – 45.320 чел., ранеными – 213.543 чел., пропавшими без вести –57.672 чел.
В марте 1945г.: убитыми – 42.764 чел., ранеными – 200.950 чел., пропавшими без вести –106.193 чел.
С 1 по 20 апреля 1945г.: убитыми – 20.097 чел., ранеными – 86.290 чел., пропавшими без вести –87.889 чел.

На Западном фронте потеряно***:
В июне 1944 г.: убитыми – 5.642 чел., ранеными – 17.366 чел., пропавшими без вести – 10.156 чел.
В июле 1944 г.: убитыми – 14.628 чел., ранеными – 48.051 чел., пропавшими без вести – 71.760 чел.
В августе 1944 г.: убитыми – 2.876 чел., ранеными – 10.937 чел., пропавшими без вести – 6.066 чел.
В сентябре 1944г.: убитыми – 8.234 чел., ранеными – 28.876 чел., пропавшими без вести – 41.741 чел.
В октябре 1944 г.: убитыми – 12.278 чел., ранеными – 44.355 чел., пропавшими без вести – 53.404 чел.
В ноябре 1944 г.: убитыми – 16.588 чел., ранеными – 46.937 чел., пропавшими без вести – 216.725 чел.
В декабре 1944 г.: убитыми – 13.111 чел., ранеными – 47.662 чел., пропавшими без вести –47.584 чел.
В январе 1945 г.: убитыми – 11.836 чел., ранеными – 42.831 чел., пропавшими без вести –26.780 чел.
В феврале 1945г.: убитыми – 9.042 чел., ранеными – 30.219 чел., пропавшими без вести –41.447 чел.
В марте 1945г.: убитыми – 6.341 чел., ранеными – 18.817 чел., пропавшими без вести –39.462 чел.
С 1 по 20 апреля 1945г.: убитыми – 1.939 чел., ранеными – 6.342 чел., пропавшими без вести –275.213 чел.

* - только сухопутные войска без ВВС и ВМФ, также не включены потери союзников и частей организационно не входивших в действующую армию (а это без малого 2,7 млн. человек).
** - не включая боевые действия в Югославии.
*** - включая Италию

Согласно этим данным за 10,5 месяцев боевых действий на Восточном фронте было убито – 258 968 солдат и офицеров вермахта, ранено было – 1 193 763 человека, и пропало без вести – 853 919 человек.

За те же 10,5 месяцев на Западном фронте было убито – 102 515 солдат и офицеров вермахта, ранено было – 342 393 человека, пропало без вести – 830 338 человек.


Таким образом, безвозвратные потери личного состава вермахта (по весьма неполным данным) на Восточном фронте за 10,5 месяцев составили: 1 112 887 человек, а на Западном фронте: 932 853 человека. Что соотносится в "пользу" советско-германского фронта как 1,2:1. Ранеными вермахт на Востоке потерял в 4 раза больше солдат и офицеров, чем на Западе. А соотношение по убитым составляет 2,52:1 в "пользу" Восточного фронта.

В заключение хотелось бы сказать о том, что самая высокая смертность среди немецких военнослужащих была в войсках (по всем ТВД) СС – 34,5%, из них на Восточном фронте - вообще 57%. Следующей идет пехота, в которой смертность была около 31%, причем каждые 4 из 5 немецких пехотинцев погибли на Восточном фронте. Далее идут ВВС – 17% и ВМФ – 12%. В абсолютных же цифрах традиционно лидируют пехотинцы: в процентном соотношении от общих потерь они составили 79%, на следующем месте люфтваффе – 8,1%, на третьем войска СС – 5,9%.

За последние 10 месяцев войны погибло столько же немцев, сколько за предыдущие 4 года боев! И эти потери можно вычислить лишь по косвенным данным, ибо учет потерь в период развала армии и государства в Третьем Рейхе практически не велся, или велся очень приблизительно. По крайней мере в последние 3-4 месяца войны.

По данным Р. Оверманса только за последние 3 месяца боев погибло более 1 000 000 немецких солдат и офицеров. Из них порядка 250 000 на Западном фронте.

Источники:
1. Мюллер-Гиллебрандт «Сухопутная армия Германии в 1939-1945», стр. 712
2. Мюллер-Гиллебрандт «Сухопутная армия Германии в 1939-1945», стр. 714
3. Ф. Ган «О потерях вермахта в людях и технике»
4. Н. Цеттерлинг "Нормандия 44"
5. Десятидневные донесения: http://ww2stats.com/cas_ger_okh_dec.html
6. Germany and the Second World War, vol. V/I. P. 1103
7. Отто Хеннике "К вопросу об использовании людских ресурсов в фашистской Германии во второй мировой войне" // Военно-исторический журнал. 1968. №9. С. 87.
8. Отто Хеннике "К вопросу об использовании людских ресурсов в фашистской Германии во второй мировой войне" // Военно-исторический журнал. 1968. №9. С. 87-89
Tags: 1944, 1945, ВМВ, Германия, СССР, США, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments