andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Categories:

Неудавшийся прорыв 11-й дивизии СС "Нордланд". Берлин, 2 мая 1945 года. 18+

История связана с серией фотографий разбитой немецкой техники 11-й добровольческой панцергренадерской дивизии СС "Нордланд" (11.SS-Freiwilligen-Panzergrenadier-Division «Nordland») на улице Фридрихштрассе, снятой советскими фотокорреспондентом Марком Редькиным 2 мая 1945 года. ВСЕ ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ.

Фотки с трупами доблестных солдат СС убраны под кат (во избежание).

Уничтоженная техника 11-й панцегренадерской дивизии СС "Нордланд" на улице Фридрихштрассе , Берлин, 2 мая 1945 года.



К началу боев в Берлине 11-я добровольческая панцегренадерская дивизия СС "Нордланд" (11.SS-Freiwilligen-Panzergrenadier-Division «Nordland»), состоявшая в основном из добровольцев скандинавского происхождения, насчитывала 3500-4000 человек. Не описывая, собственно ход боев в городе, можно сказать одно, к 1 мая 11-я дивизия СС занимала оборону в районе прилегавшем к Рейхсканцелярии. К этому моменту немногочисленные офицеры, оставшиеся в живых, поняли, что дело пахнет керосином, а точнее полным уничтожением остатков дивизии. Несколько организованных групп эсэсовцев пошли на прорыв по улице Фридрихштрассе через Вайдендамский мост ночью с 1 на 2 мая 1945. Надо сказать, что к Рейхсканцелярии советские штурмовые группы при поддержке бронетехники наступали от Бель-Альянс-Платц по Саарландштрассе и Вильгельмштрассе. Параллельная им улица Фридрихштрассе была завалена развалинами, а местами имелись провалы в туннель метро. Поэтому выставив заслоны, наши войска не особо интересовались этим направлением. Скорее всего одна из групп прорыва и напоролась на такой заслон.

Маршрут прорыва начинался у Вайдендамского моста и пролегал далее на северо-запад по Фридрихштрассе. В прорыве участвовали: три танка PzKw IV из дивизии "Нордланд", под командованием оберштурмфюрера СС Ханзена, три бронетраспортера из 11-го разведывательного батальона (дивизиона) СС, к ним присоединились рейсхляйтер Мартин Борман, шофер Гитлера Эрих Кэмпка и другие. Один из учатников прорыва, Герман Карнау вспоминал: "Фактически движение группы в количестве 450 человек, включая женщин и детей, началось в 22:15 - через Вильгельмплатц, и оттуда - через тонели метро - в направлении Фридрихштрассе и Шёнхаузер-аллее". Прорыв не удался, к 2 часам ночи 2 мая 1945 г. группа была частью уничтожена, частью рассеяна, большая часть погибла в том числе Мартин Борман (предположительно застрелился на мосту около Лертского вокзала.).

Одна из самых известных фотографий этого эпизода:
Подбитый бронетранспортер Sd.Kfz.250/1, бортовой номер "539" из состава 11-й дивизии СС «Нордланд» на улице Фридрихштрассе (Friedrichstraße) в Берлине. Это машина командира 3-й роты (рота шведских добровольцев) разведывательного батальона (Aufklaerungs-Abt.11) гауптштурмфюрера Ханса-Гёста Пехрссона (Hauptsturmfuhrer Hans-Gosta Pehrsson). Машина подбита ночью с 1 на 2 мая 1945, когда участвовала в попытке вырваться из Берлина. Бронетранспортёр был подбит на улице Фридрихштрассе южнее Райхсканцелярии. Справа от машины лежит убитый водитель — унтершарфюрер Рагнар Йоханссон.




Именно его приводят во всяческих энциклопедиях по опознавательным знакам дивизий вермахта и соединений СС, ибо на передней части бронетранспортера SdKfz 250/1 четко и ясно виден ОЗ 11-й панцергренадерской дивизии СС "Нордланд". Сию фотографию также любят и моделисты , так как передок БТРа несет полный набор типичных опознавательных знаков войск СС.
Извините, конечно, но вот он знак 11-й ПГД СС покрупнее:



К сожалению, Перхссону удалось ускользнуть из ловушки.
Гауптштурмфюрер был ранен, но сумел уйти и спрятаться в жилом доме, где провёл в кладовке двое суток. Затем он вышел на улицу и встретил женщину, которая пообещала ему помочь с гражданской одеждой. Однако она привела с собой советских солдат и Пехрссона пленили. К счастью для него, он уже успел сменить свой китель СС на китель Вермахта. Вскоре он бежал из советского плена, укрылся в жилом доме и раздобыл гражданскую одежду. Через некоторое время он встретил своего унтершарфюрера Эрика Валлина (SS-Unterscharfuhrer Erik Wallin) и вместе с ним пробрался в британскую оккупационную зону, откуда они вернулись домой в Швецию.

Вот мимо этой же машины ведут колонну пленных немецких солдат



Но самой знаменитой фотографией на Западе с этого отчаянного прорыва является вот эта:
В этом же БТР Перхссона, был обнаружен труп женщины. По одним сведениям она принадлежала к "добровольному персоналу СС", по другим "представительница норвежского Красного Креста".




Настолько знаменитой, что этот эпизод был реконструирован и в художественном кино. Фильм "Бункер" 2004 года



Общий план перекрестка улиц Фридрихштрассе и Райнхардштрассе после боев. На заднем плане, слева, стоит именно этот БТР. Труп женщины видно в открытую заднюю дверь.




А рядом, справа на другой стороне улицы, вот эти участники прорыва.... Не дошли.





Немного дальше по Фридрихштрассе был подбит второй бронетранспортер из этой же группы, в модификации Sd.Kfz.251/11 (укладчик телефонного кабеля). Бортовой номер бронетранспортера — «531». Бронетранспортер буксировал легкое пехотное орудие 7,5 cm leIG 18 (на прицепе, частично в кадре)



Этот же БТР ("531"-й) виден на этой фотографии на заднем плане. На переднем плане труп солдата 11-й ПГД "Нордланд" и автомобиль Horch 901. Судя по фотографии основная часть группы прорыва была уничтожена в 170-200 метрах от Вайдендамского моста.



Еще фото этого же места.




Еще часть техники 11-й дивизии СС "Нордланд" была уничтожена нашими войсками на улице Обервалльштрассе (Oberwallstrasse).







Большая часть фотографий взята тут http://waralbum.ru/
Tags: 1945, ВМВ, Германия, СССР, автомобиль, артиллерия, бронетехника, история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments