andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Боевой башмакоход, или вархаммер форева



Одна из самых странных на современный взгляд бронированных боевых машин была придумана в Великобритании в 1915 году, в самый разгар "траншейной" войны на Западном фронте ПМВ.
Назывался этот хитрый агрегат Pedrail Landship, "автором" проекта был полковник Кромптон. Сам являясь членом "Комитета по сухопутным кораблям", полковник смог избежать многих допущенных другими конструкторами ошибок, впрочем понаделав своих собственных.
Сама схема гусеничного шасси Pedrail Landship Mk.I базировалась на патенте колеса типа “pedrail” созданного в 1903 году.
Инженер Диплок предложил оснастить колесо специальными “башмаками”, которые крепились по всей длине обода с помощью простых шарниров и втулок. Таким образом достигалась плавность хода и улучшалась проходимость по проселочным дорогам. В том же году был построен локомобиль (паровой трактор), оснащенный колесами системы “pedrail”, испытания которого по большей части подтвердили правильность этого решения.



Полутонный прицеп Диплока



Но Диплоку хотелось большего, что и подвигло его на создание ходовой части с использованием одной центральной гусеницы подобной системы. Этот замысел он начал воплощать в жизнь с 1905 г., причем, помимо экспериментальных шасси, он предоставил британской армии гусеничный полутонный прицеп. После начала войны Диплок разработал проект передвижного бронещита, но эта идея не нашла должной поддержки у военных и ограничилась постройкой деревянного макета, сборку которого провели на фабрике Talbot.

Первый образец гусеничной ходовой части Диплока 1905 год.



Полноразмерный макет бронещита Диплока.



Компоновка боевой машины Pedrail модификации Mk.I была вполне соответствующей представлениям того времени. Место водителя находилось в центре боевой машины в надстройке, которая была поднята на высоту 3 футов 3 дюймов (0,99 м) над остальным корпусом, полная высота которого составляла 7 футов 3 дюйма (2,20 м). Экипаж должен был состоять из восьми человек, включая водителя. В качестве основного вооружения предлагалась одна 12-фунтовая пушка. Проектный боевой вес оценивался в 25 тонн при удельном давлении на грунт порядка 12 фунтов (5,44 кг) на квадратный сантиметр. Корпус симметричной формы ставился на специальную раму, охватывавшую обе секции шасси. Для более успешного преодоления препятствий (которыми могли бы быть только неглубокие рвы и траншеи) нижние бронелисты спереди и сзади устанавливались под большим углом наклона.
Предварительные чертежи и расчеты были готовы уже к 28 февраля 1915 года, после чего проект взял “под своё крыло” полковник Кромптон, недавно назначенный одним из членов LC. Спустя четыре дня, 4 марта, эскизы Pedrail Landship были представлены Комитету. Возможно, проект за это время претерпел некоторые изменения, не сильно отразившиеся на его внешнем облике. Ключевым моментом в истории этой машины стало 20 марта, когда модель “сухопутного корабля” была представлена Уинстону Черчиллю (ну кому же еще!). Первый лорд Великобритании остался доволен проделанной работой и распорядился заказать сразу двенадцать гусеничных Pedrail Landship и ещё шесть колесных боевых машин оснащенных “ped-rail”. Цена каждой машины определялась в чудовищную по тем временам сумму - 70.000 фунтов стерлингов. Такой успех объяснялся искренней любовью Черчилля ко всяким железным "мастодонтам", символизирующим мощь Британской Империи. Вот только практической выгоды от это почти не было.

Испытания сдвоенного шасси Диплока в июле 1915 года.



Однако к этому времени тактика использования “сухопутных кораблей” была значительно пересмотрена. От инженеров потребовали, чтобы будущие танки обладали функцией бронетранспортеров (Armored Infantry Carrier) предназначенных для доставки к позициям противника 70(!) пехотинцев с полной амуницией и вооруженной только пулеметами. Хотя позднее количество солдат сократили до 55, проблемы это не решало. Так или иначе, 12-фунтовую пушку пришлось бы демонтировать.

Тем временем были распределены контракты. Фирме Rolls-Royce достался заказ на двигатели – в качестве базового варианта были использованы Silver Ghost мощностью 40\50 л.с., которые перешли от коммерческого автомобиля вместе с коробкой передач. В целом, этот шаг был вполне оправдан, поскольку “призраки” обладали хорошими эксплуатационными качествами и были востребованы RNAS, которое кстати выступало главным заказчиком танков и бронемашин. Сборку боевых машин надлежало провести фирме Foden Ltd.

Pedrail модификации Mk.I



Явно предчувствуя неладное Кромптон отправился во Францию, чтобы оценить положение дел на Западном фронте. По возвращении, которое состоялось 21 апреля, проект боевой машины была подвергнут доработке. Предложенная ранее схема совершенно не годилась для преодоления препятствий, поэтому каждая из секций получала собственный корпус длиной 22 фута (6,71 м). Радиус разворота в этом случае составил бы 42 фута (12,80 м) при лучшей проходимости по местности. Была также предусмотрена возможность оснащения машины устройством для преодоления проволочных заграждений. В доработанном виде “сухопутный корабль” получил обозначение Mk.II.
В июле 1915 года Военное ведомство вновь изменило спецификацию – теперь перевозка десанта не требовалась, а машину предстояло вооружить пушками и пулеметами. Проект Pedrail Landship вновь переработали, решив монтировать значительно модернизированный корпус на обычное тракторное шасси. Кроме того, на крыше каждой из секций теперь устанавливалось по одной 3-фунтовой полевой пушке или 40-мм “pom-pom” или четыре башни с пулеметами. Предусматривалось, что тип артсистемы может иметь больший калибр. Общая высота машины уменьшалась до 7 футов 6 дюймов (2,28 м) при боевой массе 25 тонн. В дальнейшем высоту машины планировали уменьшить до 6 футов (1,83 м). Модификация получила обозначение Mk.III.

Pedrail модификации Mk.III



Испытания шасси Pedrail модификации Mk.I осень 1915 г.



К этому моменту сборкой первого прототипа Pedrail Landship занималась фирма Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co., которой передали контракт от Foden в апреле 1915 г. Одновременно заказ на 12 машин сократили до одного опытного образца – интерес к “сухопутным кораблям” Pedrail существенно угас. Достройку машины провела фирма Stothert & Pitt Ltd., которая использовала уже готовый задел узлов и агрегатов. Фирма Rolls-Royce, выполняя условия контракта, поставила два 100-сильных двигателя. По требованию Департамента Траншейной Войны машину предстояло оснастить огнеметом, что поднимало массу до 32 тонн, но фактически была изготовлена только сцепка из двух небронированных шасси, соединенных общей рамой. Очередной модернизированный проект Кромптона, проходивший под обозначением Mk.VII (что случилось с остальными - можно без труда догадаться), также остался без внимания.

Испытания прототипа шасси Pedrail Landship начались в июле 1915 года и проводились на равнине Салисбери. Вряд ли этот образец можно было считать прототипом танка, поскольку ходовая часть тракторов Bullock (оснащенных, кстати, передними управляемыми колесами) совершенно не подходила для военных целей. Впрочем, есть утверждения, что эта машина показала максимальную скорость передвижения 15 миль в час (24 км\ч). Даже учитывая некоторое завышение характеристик это было просто выдающимся показателем, однако по части преодоления препятствий сочлененный “сухопутный корабль” сильно уступал любому из “вилли”.



То же случилось с переработанным вариантом, который больше соответствовал раннему Mk.I - Кромтон и Диплок всё же попытались применить сдвоенную одногусеничную ходовую часть, жёстко скрепленную общей рамой, выходившей за её габариты спереди и сзади более чем на полметра. Для облегчения преодоления препятствий спереди и сзади были установлены нижние барабаны, но это совершенно не спасло положения. По сути, это была экспериментальная платформа с передним постом управления, очень опосредованно относитвшаяся к боевой машине. В процессе испытаний на неё было установлено некое подобие корпуса закрытого тентом, под которым могло свободно разместиться человек 20. Конечно, одногусеничная ходовая часть имела определённые преимущества, но сама идея Диплока окончательно зашла в тупиковый путь развития и была отвергнута военными.

Опытный образец шасси Pedrail Landship (Mk.I) передали в Бовингтон, где он был больше известен под названием “Porton Tractor”. Свою карьеру он закончил на свалке, куда Pedrail Landship отправили в 1923 году и в скором времени разобрали на металл.

Шасси Pedrail Landship в Бовингтоне, 1916 год



Источники:
С.Л. Федосеев "Иллюстрированный справочник Танки Первой Мировой Войны". АСТ\Астрель, Москва, 2002
B.T.White "Tanks and other Armoured Fighting Vehicles 1900 to 1918". London, Brandford Press, 1969
Использованы материалы сайта aviarmor.net
Tags: ПМВ, Юмор, бронетехника, вундервафель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments