andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Categories:

Братство стали.

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Братство стали.
Среди всех политических сил и объединений, которые активно действовали в средневековой Европе, совершенно особое место занимали фехтовальные братства. В частности германские, как старейшие в Европе.
Наиболее известное и старинное из них «Общее братство Святой и Пречистой Девы Марии и Святого и могущественного князя небесного Святого Марка» , или проще «Братство Святого Марка» ( Bürgerschaft von St. Marcus ) .



В XIV веке несколько предприимчивых и уважаемых фехтовальщиков объединились в некую довольно странную для средневекового сословного общества организацию. 10 августа 1487 года Фридрих II даровал им первую грамоту о привилегиях, согласно которой, в частности, «Марковы братья» получили право именоваться «мастерами длинного меча» (Meister des langen Schwerts). "Братство святого Марка" первая и единственная пожалуй фехтовальная школа, где обучали владению классическим двуручным мечом - цвайхандером (Zweihänder), что автоматически выводило "курсанта", после окончания обучения, в доппельсолднеры (Doppelsöldner), то есть в категорию профессиональных пехотинцев получавших двойное жалованье, а в дальнейшем и открывало перспективу самому стать "мастером меча". Вскоре «Марковы братья» переехали во Франкфурт-на-Майне, ставший на время центром фехтовального искусства Европы. Постепенно этот союз занял монопольное положение. Желающие преподавать фехтование должны были приехать на осеннюю ярмарку и сразиться с капитаном, четырьмя мастерами и другими членами «Марковых братьев» (фактически частенько "претенденту" не оставляли выбора, делая ему "предложение, от которого нельзя отказаться").

Кандидат проходил испытание, не лишенное торжественности. Капитан и все присутствующие на тот момент члены братства дрались с кандидатом на подмостках, построенных на ярмарочной площади. Если тот с честью выдерживал испытание, то капитан с большой пышностью крест-накрест прикасался к его бедрам церемониальным мечом, и новый член братства, положив два золотых флорина (что само по себе было очень солидной суммой в те времена) на широкое лезвие меча в качестве вступительного взноса, получал право узнать секреты братства, касавшиеся владения мечом и другими видами оружия. В "секреты" входили рифмованные памятные сентенции, «записки» из фехтбуков, и тайная подпись, по которой члены союза узнавали друг друга во всем мире.

Мастер, удостоенный степени подобным образом, с тех пор пользовался привилегией носить на одежде изображение геральдического золотого льва «Братства Святого Марка» и преподавать фехтование в любой части немецкой земли.

Из книги Мейера, 1570 год. Член «Братства Святого Марка», наставляющий ученика.


Братство в силу своей давности пользовалось многими привилегиями, дарованными им патентом императора Фридриха в Нюрнберге в 1478 году и подтвержденными Максимилианом I в Кельне в 1566-м, Максимилианом II в Аугсбурге и Рудольфом II в Праге в 1579-м. Всего привилегии "Марковых братьев" до 1609 возобновлялись 9 раз. От Карла IV братство получает в 1541 году герб дворянства.

В 1570 году часть "Марковых братьев" отделяется и в Праге основывается братство «Фехтовальщиков пера», более известное как "Братство святого Витта". Члены этого братства мастеров фехтования ориентировались на принципы учения "Марковых братьев", и в 1607 получают также свой дворянский герб от Рудольфа III, который их поддерживает и спонсирует. Как и у "Марковых братьев" был свой патрон – св. Марк (hl. Markus), так и у "фехтовальщиков пера" был свой святой покровитель- св. Витт, что и отражается в их названии. Утверждается, что они были одни из первых, кто принял испанские и итальянские школы фехтовании и начали свободно обучать данным техникам в Северо-Западной Европе. Кстати, интересная история связана с названием гильдии "Фехтовальщиков пера", дело в том, что с 1570 начинает входит в моду рапира. И название братства происходит от жаргонного немецкого названия рапиры – “Федер” (нем. Feder-Перо). Это же перо объявляется позже в гербе братства. В 1575 они основывают школу во Франкфурте, что вызывает неприязнь у их двоюродных братьев из «Братства Святого Марка», так как те считали себя единственными и неповторимыми и пытались удержать монополию.

Упражнение в фехтовании из того же учебника.


В конце концов две великие гильдии поровну поделили сферу влияния в фехтовании, и единственное, что отличало их друг от друга, это то, что штаб-квартира первой оставалась во Франкфурте, а вторая обосновалась в Праге. Капитаны обеих гильдий находились при императорском дворе в качестве представителей и защитников. Они занимали важное положение и в силу своей должности были арбитрами по всем вопросам чести и сражений. Примерно к 1590 году между боевыми техниками обоих обществ уже не было заметной разницы. И именно в это время боевое фехтование в Европе постепенно достигло своего пика развития, который продолжился еще долгие 250 лет.

Причем, что весьма нехарактерно для общества того времени учеником мастера из братств мог стать любой человек, вне зависимости от сословной принадлежности. Естественно, что ученики-дворяне начинали свое обучение сразу с фехтования, а простолюдины сначала становились прислугой мастера. Но стать великим фехтовальщиком мог стать каждый из них! Более того среди прославленных мастеров фехтования того времени б0льшая часть была выходцами из простолюдинов, а не аристократии. Положение изменилось лишь в середине ХVIII века, когда обучение бою белым оружием становится привилегией дворянства.

Третье существовавшее братство - "Братство святого Луки" (также отделились от "Марковых братьев") создало себе плохую репутацию. Его члены считались больше забияками и драчунами, чем реальными мастерами боя, их бои часто заканчивались банальной резней. Они зарабатывали деньги показными драками на ярмарках, и якобы были замазаны по самое "не балуйся" в заказных дуэлях (впрочем этим не брезговали ни "марковцы" ни "фехтовальщики пера"). Объединение членов цеха «Братства Святого Луки» прочими братствами воспринималось как плебейское, так как они кочевали по городам, показывая свое мастерство за деньги, развлекая публику на свадьбах и других праздниках у богачей. В этой связи о них и содержится первое упоминание в хронике, посвященной собору в Констанце. О «Братстве святого Луки» ничего не слышно после XVI века, но считается, что из него вышли так называемые Klopffechter. Это были своего рода гладиаторы, бродившие по Германским княжествам и Австрии до конца XVII века от ярмарки к ярмарке и показывавшие свое искусство в призовых боях, их также часто приглашали во время праздников богатые аристократы.

Парная отработка техники


Члены фехтовальных братств изучали технику боя с двуручными мечами и рапирами, дубинками, кинжалами, рукопашный бой и многое другое. Не менее важны были достижения "Братства святого Марка" в развитии гражданского холодного оружия, предназначенного для боя без доспеха. Особое место в обучении занимали "фирменные" виды оружия, как например корделач - большая двуручная сабля с достаточно развитой гардой.

Корделач из Шведского Королевского Арсенала, конец 15, начало 16 века.



Tags: 15-17 век, Средневековье, история, холодное оружие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Снова убивалка работы Вольфганга Штантлера.

    Очередная "рапира мюнхенской городской стражи", как и вся партия этих мечей датируется примерно 1600 годом. Работа мастерской Вольфганга II…

  • Какая интересная скьявона.

    Венецианский меч с корзинчатым эфесом - скьявона. Датируется примерно 1660 годом. Корзина первого типа, но упрощена до предела. Да и вообще само…

  • Тюк!

    Отличный кавалерийский боевой молот (клевец) первой половины XVI столетия. Германские Земли, около 1530-1550 годов изготовления. Габарит оружия 555 x…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments