Про одного "карликового Тигра" я уже рассказывал вот тут https://andrewbek-1974.livejournal.com/372078.html
Если вы думаете, что фрицы опосля облома с VK 1801, завязали с
Оба танка, и VK 1601 и VK 1801 были внешне весьма похожи, но это разные машины. Визуально они легко отличаются наличием на VK 1601 20-мм орудия KwK 38 L/55, тогда как VK 1801 был вооружен лишь двумя 7,92-мм пулеметами MG34.
Как раз оба "маленьких Тигра", на заводской площадке, 1941 год. Слева VK 1601 справа VK 1801.
Причем разработкой VK 1601 занимались такие "монстры" немецкого ВПК, как фирмы MAN и Daimler-Benz. Задание, полученное ими от военных было практически аналогично полученному компанией Krauss-Maffei (разработчиком VK 1801), получить боевую машину "легкого" класса с максимально возможной бронезащитой. Неудивительно, что результаты "на выходе" обоих проектов были столь похожи. Причем ни дуэт MAN-Daimler-Benz, ни Krauss-Maffei не смогли "вписаться" в весовые ограничение, выдвинутое немецкими вояками - 16 тонн.
Работы были распределены следующим образом - к 18 июня 1940 года фирма MAN должна была завершить изготовление шасси, а 19 июля от фирмы Daimler-Benz ожидался готовый корпус и башня. Постройку установочной серии из 30 танков наметили с декабря, а всего предстояло построить 339 танков. По аналогии с VK 1801 этот танк действительно получил очень мощное бронирование и явно непропорциональное ему вооружение. Лобовые веритикальные бронелисты имели толщину 80 мм, бортовые проекции защищались 50-мм бронёй. Соответственно, масса танка превысила допустимый предел и составила 18 тонн. Установленное в башне вооружение состояло из 20-мм автоматической пушки KwK 38 L/55 и 7,92-мм пулемета MG-34. Ходовая часть конструкции В.Кникампа с небольшими изменениями заимствовалась от легкого танка VK 901 - применительно на один борт она состояла из пяти опорных катков расположенных в шахматном порядке, переднего ведущего колеса, заднего направляющего колеса и широкой мелкозвенчатой гусеницы. Были усилены элементы подвески, в связи с увеличенной почти вдвое боевой массой.
VK 1601 на тактических занятиях.
Первый прототип VK 1601 действительно был полностью готов 19-го июля 1940 года. На испытаниях танк показал отвратительную подвижность на местности и максимальную скорость 30-32 км\ч по дороге с твердым покрытием, что было явно недостаточно. Решив, что концепция себя не оправдала, армейское командование аннулировало заказ к херам собачьим. В общей сложности удалось построить только 22 танка Pz.Kpfw.II Ausf.J с номерами шасси от 150201 до 150222 (по другим данным - от 150301 до 150130), включая прототип.
В связи с тем, что область применения танков типа Pz.Kpfw.II Ausf.J стала весьма туманной, а серия была уже собрана, готовые машины в 1943 году распределили между боевыми соединениями. В частности, 7 танков отправили в состав 12-й танковой дивизии, воевавшей на Восточном фронте, в то время как остальные были направлены для усиления полицейских подразделений.
По всей видимости, наиболешим количеством Pz.Kpfw.II Ausf.J (в количестве 6 единиц) располагала 13.verst.Polizei-Panzer-Kompanie, действовавшей против партизан на территории оккупированной части Югославии.
Танки VK 1601 ( Pz.Kpfw.II Ausf.J) на территории СССР
На базе одного из серийных Pz.Kpfw.II Ausf.J в опытном порядке построили БРЭМ. Вместо башни на бронемашину установили кран-стрелу и дополнительное инженерное оборудование. Единственный Bergpanzer VK 1601 эксплуатировался в составе 116-й танковой дивизии вермахта на территории Франции и впоследствии стал трофеем союзников.
Еще один экземпляр этой уникальной машины был захвачен советскими войсками в г. Слуцк, в 1944 году. К сожалению танк не уцелел