
А давайте поговорим об этом интереснейшем персонаже при жизни ставшим легендой и заслужившим в народе прозвище "ужас османов". И заодно попробуем отделить так сказать "зерна от плевел". Он трижды становился князем (господарем) Валахии, 12 лет сидел в тюрьме, много раз скрывался от врагов, был живым "залогом" у турок, искоренил преступность в своем княжестве и единственный из противников османских воинов наводил на них страх, граничащий с паникой одним своим появлением на поле боя.
Точная дата рождения Влада III Басараба, а именно так звучит его настоящее имя, неизвестна. Между 1429 и 1431 годом в городе Сигишоара в семье князя Влада ІІ Дракулы и молдавской княжны Василики родился сын. Вообще у правителя Валахии родилось четверо сыновей: старший Мирча, средние Влад и Раду и самый младший - тоже Влад (сын второй жены князя Влада ІІ - Колцуны, впоследствие Влад IV Монах). Судьба не будет благосклонна к первым трем из них. Мирча похоронят живьем валашские бояре в Тырговиште. Раду станет фаворитом турецкого султана Мехмеда ІІ, а Влад принесет своему роду недобрую славу людоеда. И лишь Влад IV Монах все же проживет свою жизнь более-менее спокойно. Фамильным гербом семьи был дракон. Именно в год рождения Влада его отец вступил в орден Дракона, члены которого на крови клялись защищать христиан от турок-мусульман. Именно от отца Влад III и унаследует свое родовое прозвище - Дракула. В молодости Влад III звался Дракул (рум. Dracul, то есть "дракон"), унаследовав прозвище отца без каких-либо изменений. Однако позднее (в 1470-е годы) стал указывать своё прозвище с буквой «а» на конце, поскольку к тому времени оно получило наибольшую известность именно в такой форме.
Детство Дракулы прошло вот в этом доме, который сохранился в городе Сигишоара в Трансильвании до сих пор, по адресу ул. Жестянщиков, 5. Единственное что, за прошедшие 500 лет сама область Трансильвания сменила государственную принадлежность, в 15 веке она принадлежала Венгерскому королевству, но сейчас она, город Сегишоара и дом, в котором жил Дракула вместе с отцом, матерью и старшим братом, расположены на территории Румынии.

Семья будущего господаря Валахии прожила в Сегишоаре до 1436 года. Летом 1436 года отец Дракулы занял валашский престол и не позднее осени того же года перевёз семью из Сигишоары в Тырговиште, где в то время находилась столица Валахии. По всем данным Влад III получил прекрасное по тем временам образование в византийском стиле. Однако образование в полной мере закончить ему не удалось, ибо вмешалась политика. Весной 1442 года отец Дракулы поссорился с Яношем Хуньяди, являвшимся в то время фактическим правителем Венгрии, в результате чего Янош решил поставить в Валахии другого правителя — Басараба II.
Летом 1442 года отец Дракулы поехал в Турцию к султану Мурату II просить помощи, однако вынужден был остаться там на 8 месяцев. В это время в Валахии утвердился Басараб II, а Дракула с остальной семьёй скрывались. Весной 1443 года отец Дракулы вернулся из Турции вместе с турецкой армией и сместил Басараба II. Янош Хуньяди не стал этому препятствовать, поскольку готовился к крестовому походу на турок. Поход начался 22 июля 1443 года и длился вплоть до января 1444 года.Весной 1444 года начались переговоры о перемирии между Яношем Хуньяди и султаном. К переговорам присоединился отец Дракулы, в ходе которых Янош согласился, что Валахия может оставаться под турецким влиянием. В то же время султан, желая быть уверенным в преданности «валашского воеводы», настоял на «залоге» (аманат по-турецки). Под словом «залог» подразумевалось, что к турецкому двору должны приехать сыновья «воеводы» — то есть Дракула, которому на тот момент было около 14 лет, и его брат Раду, которому было около 6 лет.Переговоры с отцом Дракулы завершились 12 июня 1444 года. Дракула и его брат Раду отправились в Турцию не позднее конца июля 1444 года.
Современные исследовали сходятся в одном: именно в Турции, Влад получил какую-то психологическую травму, навсегда сделавшую из него, того кого с ужасом и восторгом вспоминают по всей Румынии. Существуют несколько версий произошедшего:
1. Будущего господаря Валахии пытали турки склоняя принять ислам.
2. Будто-бы младшего брата Влада, Раду - совратил наследник турецкого престола Мехмед, сделав его своим любовником-фаворитом. Об этом в частности пишет средневековый автор — греческий историк Лаоник Халкокондил. Однако по его словам этот эпизод относится к более позднему периоду 1450-х годов.
3. Жестокое убийство отца и старшего брата в декабре 1446 года. Гибель произошла в результате государственного переворота, совершённого валашскими боярами, при поддержке венгров. На перстол Валахии взошел ставленник Хуньяди - Владислав II. Отцу Дракулы по приказу венгерского полководца отрубили голову, а старшего брата Дракулы похоронили заживо.
4. Ну и самая распространенная - нравы при султанском дворце были такие "простые", что под их влиянием позже у Влада и проявились его садистские наклонности. К примеру по легенде Влад и его младший брат стали свидетелями (их специально привели) "расследования" кражи редкого овоща (возможно огурца!) в оранжерее султана. Каждому из 12 садовников, имевших в то или иное время этого дня доступ в оранжерею, вспарывали живот, и у седьмого по счету обнаружили искомое. Тем кому не вспороли брюхо - повезло, тем кому уже вспороли, "милостиво позволили выжить", ну а преступника сожравшего плод вздели еще живого на кол.
Осенью 1448 года Дракула вместе с турецкими отрядами, одолженными султаном, вошёл в валашскую столицу — Тырговиште. Когда именно это случилось, точно не известно, но есть письмо Дракулы от 31 октября, где он подписывается как «воевода Валахии». Сразу же по восшествии на трон Дракула начинает расследование событий, связанных с гибелью своего отца и брата. В ходе расследования он узнаёт, что не менее 7 бояр, служивших его отцу, участвовали в заговоре и поддержали князя Владислава, за что получили различные милости.
Тем временем Янош Хуньяди и Владислав, проигравшие сражение на Косовом поле, прибыли в Трансильванию. 10 ноября 1448 года Янош Хуньяди, находясь в Сигишоаре, объявил, что начинает военную кампанию против Дракулы, назвав его «незаконным» правителем. 23 ноября Янош был уже в Брашове, откуда с войском двинулся в Валахию. 4 декабря он вошёл в Тырговиште, но Дракула к тому времени уже сбежал.
С 1448 по 1455 год Влад Дракула живет в изгнании при дворе молдавских государей. В 1456 году Дракула находился в Трансильвании, где собрал армию добровольцев, чтобы отправиться в Валахию и снова занять престол. В это время (с февраля 1456 года) в Трансильвании находилась делегация францисканских монахов во главе с Джованни да Капистрано, которые тоже собирали добровольческую армию, чтобы освободить Константинополь, захваченный турками в 1453 году. Францисканцы не брали в поход православных[18], чем пользовался Дракула, привлекая отвергнутых ополченцев в свои ряды.В апреле 1456 года по Венгрии распространился слух, что к южным границам государства подступает турецкая армия во главе с султаном Мехмедом. 3 июля 1456 года в письме, адресованном «саксонцам Трансильвании», Янош Хуньяди сообщил, что назначил Дракулу "защитником трансильванских областей". После этого Янош вместе со своими войсками отбыл к Белграду, уже почти окружённому турецкой армией. К Белграду также последовало ополчение, собранное монахом-францисканцем Джованни да Капистрано, которое изначально должно было идти к Константинополю, а войско Дракулы остановилось на границе Трансильвании с Валахией.Валашский князь Владислав II, опасаясь, что в его отсутствие Дракула может занять престол, не пошёл на защиту Белград.
22 июля 1456 года турецкая армия отступила от Белградской крепости, а в начале августа армия Дракулы двинулась в Валахию. Получить власть Дракуле помог валашский боярин Мане Удрище, который заранее перешёл на его сторону и уговорил нескольких других бояр из княжеского совета при Владиславе сделать то же самое. 20 августа Владислав был убит, а Дракула стал валашским князем во второй раз. За 9 дней до этого (11 августа) в Белграде многолетний враг Дракулы и убийца его отца Янош Хуньяди умер от чумы.
В своем фамильном замке Тырговиште Влад отомстил за смерть отца и старшего брата. Согласно легенде, он пригласил бояр на пир в честь Пасхи (500 человек), а потом приказал заколоть (как варианты, отравить или посадить на кол) их всех до одного. Считается, что именно с этой казни начинается кровавое шествие великого тирана Влада Дракулы. Так рассказывают легенды, но хроники убеждают другом - на пиру Дракула лишь напугал бояр, а избавился только от тех, кого подозревал в измене. За первые годы своего правления он казнил 11 бояр, готовивших против него переворот. Избежав реальной угрозы, Дракула начал наводить порядок в стране. Он издал новые законы. За кражи, убийства и насилие преступников ожидало лишь одно наказание - смерть. Когда в стране начались публичные казни, люди поняли - их правитель не шутит.
В этом плане в княжестве Валахия царила истинное равенство перед законом: неважно кем ты был, боярином с трехсотлетней родословной, или безродным нищим, за любое преступление, или неповиновение князю-дракону тебя ждала смерть. Часто долгая и мучительная. Легенда утверждает, что так он уничтожил всех нищих и тех, кто не хотел работать. Сущесвует мнение, что постепенно он сознательно заставил людей бояться себя. Даже отобрал страшные байки о своей жестокости. Но, что самое странное простой народ ЛЮБИЛ своего "дракона".
Современник описывает валахов, как очень вороватый и наглый народ. Каково же было его удивление, когда через год после начала правления Влада Дракулы, можно было бросить золотую монету на улице и придя завтра найти ее лежащей на том же месте.
Также широко известен эпизод с турецкими послами, описанный русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году в «Сказании о Дракуле Воеводе»:
"Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».
В 1461 году Влад Дракула отказался платить дань султану Мехмеду. Османы такого не прощали и этой же весной в пределы Валахии вторглась 250-тысячная армия турок (по современным данным она была все же поменьше "всего лишь" 100-120 тысяч). Однако Дракула не сдался и развернул против завоевателей настоящую и беспощадную партизанскую войну. Он вооружил каждого желающего. В его 30-тысячном войске вместе бились крестьяне и благородные, монахи и нищие, даже женщины и дети с 10 лет участвовали в боях с турками. 17 июля 1461 года в результате знаменитой "ночной атаки" войско Влада нанесло поражение и заставило отступить огромную армию Мехмеда II. Захваченные в этой битве турецкие пленные от 2000 до 4000 тысяч человек, были посажены на колья. Причем старшие командиры на колья с золотыми наконечниками, офицеры на колья с серебряными остриями, ну а простым воинам пришлось довольствоваться обыкновенным деревом. Даже по турецким меркам такая расправа была немного чересчур. Именно тогда Влад и получил свое османское прозвище - Казыклы (тур. Kazıklı от слова тур. kazık [казы́к] — «кол»). То есть в переводе "кольщик", или "колосажатель". Позднее именно это прозвище просто перевели на румынский язык дословно - Цепеш (рум.Țepeș). Если суммировать самые известные имена и прозвища Влада, то получится: Влад III Дракон Колосажатель. Звучит, а?
В этом же 1461 году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина Дракула был вынужден бежать в Венгрию, где был позднее заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.
В 1475 году Влад III Дракула был освобождён из венгерской тюрьмы и снова начал участвовать в походах против турков. В ноябре 1475 года он в составе венгерской армии (как один из военачальников короля Матьяша, «королевский капитан») отправился в Сербию, где с января по февраль 1476 года участвовал в осаде турецкой крепости Шабац. В феврале 1476 года он принял участие в войне против турков в Боснии, а летом 1476 года вместе с другим «королевским капитаном» Штефаном Батори помог оборониться от турков молдавскому князю Штефану Великому.
В ноябре 1476 года Влад Дракула при помощи Штефана Батори и Штефана Великого сверг про-турецки настроенного валашского князя Лайоту Басараба. 8 ноября 1476 года было взято Тырговиште. 16 ноября взят Бухарест. 26 ноября общее собрание знатных людей Валахии избрало Дракулу своим князем.
Затем войска Штефана Батори и Штефана Великого ушли из Валахии, а с Владом Дракулой остались только те воины, которые подчинялись непосредственно ему (около 4 000 человек). Вскоре после этого Влад был предательски убит по инициативе Лайоты Басараба, однако в рассказах о способе убийства и непосредственных исполнителях источники расходятся.
Средневековые хронисты Якоб Унрест и Ян Длугош считают, что он был убит своим слугой, подкупленным турками. Автор «Повести о Дракуле воеводе» Фёдор Курицын считает, что Влад Дракула был убит во время битвы с турками.
Также сохранилось свидетельство молдавского князя Штефана, помогавшего Владу занять валашский престол:
"И я незамедлительно собрал воинов, а когда они пришли, то я объединился с одним из королевских капитанов, и, объединившись, мы привели упомянутого Драхулу к власти. И тот, когда пришёл к власти, попросил нас оставить ему наших людей в качестве стражи, потому что он не слишком доверял влахам, и я оставил ему 200 своих людей. И когда я это сделал, мы (с королевским капитаном) удалились. И почти сразу вернулся тот предатель Басараб и, настигнув Драхулу, оставшегося без нас, убил его, и также оказались убиты все мои люди, за исключением 10-и."
Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя являлся документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу венгерского короля) и опубликованный в 1463 году в Германии. Именно там впервые встречаются какие-либо описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.
С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленной в указанном документе, крайне велик. Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии, большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено никаких более ранних упоминаний ни одной из этих «псевдофольклерных» историй.
Перечень злодеяний Влада Дракулы Цепеша в этом анонимном документе:
Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку — все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште;
Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором»;
Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли вам навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо;
Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!»;
Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турок и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь;
Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. «Нет сил терпеть, ужасное зловоние», ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: «Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает»;
По свидетельствам древнерусской повести, Цепеш приказывал вырезать половые органы неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, и сдирать с них кожу, выставляя тела напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст;
Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: «Почему они не сняли головные уборы перед православным правителем». Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить тюрбаны к их головам гвоздями.
Как раз иллюстрации к этому "документу" от 1463 года


Однако современные историки отрицают большую часть из этих ужастиков, считая их выдумками. Хотя на кол Цепеш сажал людей сотнями, а турок (которых и за людей видимо не считал) даже тысячами. А "честность" его подданых была куплена жизнями 15% населения Валахии. Его одновременно боялись до обморока, ненавидели, боготворили и любили. Мало кто из средневековых владетелей вызывал у окружающих такие противоречивые эмоции.
А другая, и более известная "жизнь" Влада Цепеша Дракулы началась в первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дракула».
По преданию господарь Валахии Влад III Басараб Дракула по прозванию Цепеш похоронен либо тут: в монастыре Комана, основанном Владом за 15 лет до этого.

Либо в Храме Благовещения в Снагове.
