andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Categories:

Маленькое бронечудовище имени майора Мартеля.

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Маленькое бронечудовище имени майора Мартеля.

Этот жутенький девайс был построен в Великобритании в 1925 году. Так как после окончания ПМВ перспективный путь развития гусеничной бронетехники был еще в тумане, то практически во всех странах занимавшихся танкостроением, появлялись конструкции различной степени бредовости. Не исключая и "законодательницу танковой моды"- Британию.

Эта мелкая хреновина своим появлением была обязана майору Мартелю (полное имя – Sir Gifford Le. Q. Martel), который в 1925 году на собственные средства построил первый в мире сверхлегкий танк, позже названный танкеткой. Сия машина представляла собой довольно странный агрегат, в котором наряду с гусеничным шасси использовались и обычные колеса. Корпус первого прототипа (иногда его называют One-Man Prototype) изготовлялся из дерева (!), мотор взяли от грузовика Maxwell, а ось от Ford.


Ходовая часть танкетки Мартеля охуительна по простоте. Применительно на один борт она включала два больших направляющих колеса опущенных на грунт (заднее имело чуть меньший диаметр) и два опорных катка сблокированных в одну тележку. Подвеска также была автомобильного типа, с пластинчатыми рессорами. Для поворота машины использовались только колёса заднего моста. Экипаж состоял из одного человека. Вооружение на прототипе не установливалось, хотя в лобовом листе корпуса можно было разместить один кулемет.


Демонстрация этого уродца состоялась в конце 1925 года. Хотя далеко не все прошло гладко, но по ровной дороге танкетка смогла развить максимальную скорость до 32 км\ч, а на местности она могла передвигаться со скоростью порядка 9-10 км\ч. Малость очумевшие военные заказали постройку ещё 4 опытных машин, которые строились на фирме Morris Commercial Motors и были поставлены в 1926 г. Две из них относились к одноместной модификации (Morris-Martel One-Man Tankette) и две были двухместными (Morris-Martel Two-Man Tankette). По другим данным изначально все четыре танкетки строились как одноместные, но впоследствии одна из них была приспособлена для размещения двух танкистов.

Morris-Martel One-Man Tankette на испытаниях



Morris-Martel Two-Man Tankette на испытаниях



Отличия второй модификации заключались только в расширенной надстройке корпуса, где появилось больше места для второго члена экипажа. Собственно, переход к двухместному варианту оказался более рациональным, поскольку одному танкисту с трудом удавалось заниматься управлением машины и одновременно обслуживать пулемет. Также на этих танкетках был установлен 16-сильный карбюраторный двигатель Morris. При незначительном увеличении геометрических размеров масса составила 2200 кг без вооружения и боекомплекта.

По ходовым качествам существенных изменений также произошло. Максимальная скорость одноместной танкетки составила 24 км\ч по твердому грунту и 16 км\ч по местности. В качестве вооружения предполагалось использовать один пулемет Vickers калибра 7,71-мм, который мог устанавливаться слева в лобовом листе надстройки. По бронированию вопросов также не возникло - 10 мм бронелисты корпуса посчитали вполне надежной защитой для легкой разведывательной машины.

Morris-Martel One-Man Tankette



Morris-Martel Two-Man Tankette


Также в 1927 году, в сотрудничестве с фирмой Crossley, был построен ещё один прототип, больше напоминавший бронеавтомобили Кегресса. Значительные изменения претерпела ходовая часть. В неё использовалось четыре опорных катка сблокированных в две тележки и два направляющих колеса уменьшенного диаметра, которые были подняты над землёй. Подвеска осталась прежней (на пластинчатых рессорах), а вот гусеницу заменили на резино-металлическую. Машина оснащалась карбюраторным двигателем Crossley мощностью 14 л.с. Танкетка Crossley-Martel отличалась меньшей массой (1900 кг) и развивала скорость порядка 30 км\ч по шоссе.
Танкетка Crossley-Martel




Дополнительный заказ на 8 танкеток, которые принято обозначать как Morris-Martel Two-Man Improved Tankette был выполнен в 1927 году. Поставку машин осуществляла фирма Morris, которая модифицировала конструкцию путем расширения боевого отделения и удлинения кормовой площадки к которой крепился задний мост. В таком виде танкетки были переданы для опытной эксплуатации в состав Experimental Mechanised Force (Экспериментальных Механизированных Сил), которые существовали всего два года. В состав этого подразделения, организационно напоминавшего механизированную бригаду, входила группа разведывательных машин (16 танкеток или бронеавтомобилей), батальон средних танков (48 Medium Mk.II), моторизованный пулеметный батальон, моторизованная бригада полевой артиллерии (включая батарею самоходных орудий Birch Gun) и моторизованная инженерная рота.

Серийная машина


Вместе с восемью танкетками Carden-Loyd колесно-гусеничные машины Мартеля активно использовались для проведения различных опытов по практике их применения в качестве разведывательных танков. В целом, данная идея доказала жезнеспособность, хотя после ликвидации EMF британское верховное командование потеряло интерес к гусеничным разведывательным машинам. В любом случае, дальнейшего развития тема колесно-гусеничных танкеток в Великобритании не получила. Неудачными оказались попытки предложить Morris-Martel Tankette иностранным партнерам - ни одного заказа на танкетки фирма не получила.

Дальнейшая судьба Morris-Martel Tankette и их прототипов достаточно туманна. Известно, что к началу 1930-х гг. они уже не использовались и, по всей вероятности, были отправлены на слом.

Экспериментальная машина с одним колесом.


Использованы материалы сайта http://www.aviarmor.net/




Tags: ВМВ, ПМВ, вундервафель, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments