andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Category:

Карликовый "тигр".

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Карликовый "тигр".


По результатам боев в Польше фрицам стало понятно, что Pz.Kpfw.I ("единичка"), уже как танк себя изжил. Эта фиговина разработки начала 30-х пробивалось всем, чем можно вплоть до бронебойных пуль обычной стрелковки (в борт).
Ко времени окончания польской компании умы танковых теоретиков еще будоражила идея чисто "пехотного" танка, с довольно таки сильным бронированием, но вооруженного бюджетным кулэмэтом. В этом направлении немецкие инженеры и пошли. 22 декабря 1939 года фирмам Krauss-Maffei и Daimler-Benz было выдано соответствующее техническое задание. Первой из них предстояло разработать ходовую часть, а вторая занималась проектированием корпуса и башни. Рассмотрение чернового варианта состоялось зимой 1940 года и привело к вполне предсказуемым последствиям – военные специалисты "зарубили" проект, упирая на то, что ТТЗ являлось некорректным и подобная машина вермахту на хер не нужна. На тот момент это было вполне справедливое решение. Как показал опыт боёв во Франции пехотные танки А11 "Matilda", оснащенные только пулеметами при лобовом 65-мм бронировании, оказались неэффективными в современной войне. Однако, дальнейшие события заставили немцев изменить своё мнение.
Дело в том, что в тылу у немецких войск, в некоторых странах, оставались партизаны, которые в результате разграбления "ничейных складов" и путем подбора вооружения на местах боев, были довольно хорошо оснащены, вплоть до применения ими скорострельных противотанковых орудий калибра 25-37-мм. Тут-то фрицев и клюнул "жареный петух" в задницу, и проект получил второе дыхание под индексом VK 1801 .
4.jpg


Шасси для VK 1801, разработанное фирмой Krauss-Maffei, по сути представляло собой адаптацию более раннего проекта, созданного ещё в начале 1930-х гг. для полугусеничных машин. В определенной мере шахматная подвеска уменьшала удельное давление на грунт, улучшая тем самым проходимость танка. Но были и серьёзные минусы, заключавшиеся в сложности изготовления и обслуживания такого шасси. Кроме того, пространство между опорными катками часто забивалось грязью, что в ряде случаев приводило к полному обездвиживанию танка. И всё же, мазохисты из Управления вооружений выбрали именно этот вариант.
Конечно же, главной целью создателей VK 1801 была максимально возможная защищенность – и вот тут немецкие инженеры не подвели. Достаточно сказать, что толщина всех вертикальных бронелистов корпуса была доведена до 80(!) мм. Не каждый тяжелый танк выпуска 1942 года обладал подобной бронезащитой. Характерной и легко узнаваемой чертой танка являлись круглые эвакуационные люки.





Вооружение, танка состоявшее из двух 7,92-мм пулеметов MG34 с бинокулярным телескопическим прицелом TZF 8, монтировалось в единой маске, которая устанавливалась в башне на крыше корпуса.
Моторный отсек находился на корме и защищался сверху массивной надмоторной плитой с прорезями для системы вентиляции. В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 45P (150 л.с.), оснащенный жидкостной системой охлаждения. Расход топлива при движении по шоссе составлял 150 литров на 100 км.

Уже бля, на раннем этапе проектирования стало очевидно, что вписаться по массе в требуемые 18 тонн, при 60-80 мм бронировании, совершенно не удастся. После обсуждения этого вопроса с Управлением вооружений было достигнуто компромиссное решение – масса танка теперь ограничивалась 21 тонной. В остальном проект особых нареканий не вызывал.
Испытания первого прототипа VK 1801, собранного к 17 июня 1940 года, прошли успешно. Положительные отзывы получила высокая проходимость по пересеченной местности, достигнутая за счет широких гусеничных траков (540 мм!!!). Вместе с тем, динамические характеристики танка оказались не на высоте. Мощности мотора хватало лишь для разгона танка до скорости 24-25 км\ч. Впрочем, для пехотного "противопартизанского" танка данный показатель не имел существенного значения.
Производство танков VK 1801, которым уже присвоили армейское обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.F, планировали развернуть с зимы 1941 года. Темп производства предполагался следующий: январь - 10, февраль - 25, март - 50, апрель - 140, май - 250 и так далее. На деле, производственные мощности фирмы Krauss-Maffei были по максимуму загружены текущими заказами и специфическая по конструкции "противопартизанская" машина в планы поставок готовой продукции вписывалась очень плохо. Выпуск Pz.Kpfw.I Ausf.F удалось организовать лишь в конце 1941 года, чему в определённой степени способствовало увеличение активности партизан на оккупированных территориях. Серийные танки не имели отличий от прототипа VK 1801, за исключением мелких доработок и четырехскоростной КПП. В общей сложности фрицам удалось собрать только 30 машин, выпуск которых продолжался с апреля по декабрь 1942 года.

Застрявшие в грязи танки 66-го ОТБ


О боевом применении танков Pz.Kpfw.I Ausf.F данные весьма противоречивые. Есть информация, что единичные экземпляры отправились на фронт уже в мае 1942 года и поступили в распоряжение 66-го особого танкового батальона (Pz.Abt.z.b.V.66), дислоцированного под Ленинградом. В сентябре батальон был прикреплён к 12-й танковой дивизии и позднее переименован (по всей видимости, по причине боевых потерь и последующего переформирования) в 8-ю роту 29-го танкового полка. Согласно другим данным 12-я танковая дивизия получила семь Pz.Kpfw.I Ausf.F в июне 1943 года.
Достоверно известно, что в начале 1943 года на вооружение 2-го батальона 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии поступили два Pz.Kpfw.I Ausf.С и восемь Pz.Kpfw.I Ausf.F. Предположительно именно в составе этого подразделения танки прошли войсковые испытания. Как минимум один Pz.Kpfw.I Ausf.F находился в составе 3-й танковой дивизии. Утверждается, что к концу года практически все танки этого типа были потеряны.
Оставшиеся 15 Pz.Kpfw.I Ausf.F распределили по тыловым частям, задействованным в противопартизанских операциях. В частности, пять машин включили в состав 2-й полицейской танковой роты, воевавшей на территории СССР. По утверждениям зарубежных источников боевое применение Pz.Kpfw.I Ausf.F было весьма успешным, однако к августу 1944 года рота осталась без материальной части и была отправлена на переформирование. Несколько танков этого типа в 1943-1945 гг. применялись на территории Югославии приблизительно с тем же успехом.
Не исключено, что на начальном этапе применения против партизанских отрядов действия Pz.Kpfw.I Ausf.F были успешными. Но в конце концов толстая броня не являлась залогом победы, а одних пулеметов "пехотного" калибра вряд ли было достаточно. Так, за время использования Pz.Kpfw.I Ausf.F на Восточном фронте частями Красной Армии было захвачено по меньшей мере три танка. Один из них (с тактическим номером "25", предположительно из состава 3-й танковой дивизии) отправили на полигон в подмосковную Кубинку, где после окончания войны этот "панцер" стал музейным экспонатом. Ещё один уцелевший Pz.Kpfw.I Ausf.F сейчас находится в военном музее Белграда – эта машина была захвачена партизанами предположительно в 1945 году.

Трофейный танк на испытаниях в Кубинке в 1946 году









Просто фотки этих мелких "тигриков" на территории СССР

1.jpg

2.jpg

3.jpg

Pz.Kpfw.I Ausf.F в подмосковной Кубинке.




Такой же танк в экспозиции Белградского военного музея



Оригинал взят у
477768 в Толстокожая зверушка
Немецкий танк Panzerkampfwagen I Ausf. F (VK.18.01) и дополнено.


Tags: ВМВ, Германия, вундервафель, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments