http://andrewbek-1974.livejournal.com/288222.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/288876.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/289545.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/292863.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/295298.html
Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Бронетанковые вивисекторы. США, часть 6. Кинг Конг, Горилла и другие.
Эта часть обзора странной и уникальной бронетанковой техники США будет посвящена САУ.
В 1931 году фирма Каннингхем, уже нам с вами известная, предложила проект самоходного миномета на базе танка Т1Е1. С танка убиралась башня и срезалась подбашенная коробка после чего в заднюю часть шасси втыкался 107-мм миномет. Это чудо получило название Cunningham 4.2" (107mm) Chemical Mortar. Построен 1 прототип.
Самоходный миномет на шасси танка Cunningham проходил усиленные испытания в течении 1931-1932 гг., но на вооружение данная САУ не принималась. Недостатки её оказались слишком очевидными, поскольку для выбранного типа шасси миномет имел слишком сильную отдачу, к тому же ходовые качества самоходки оставляли желать много лучшего.
Тем не менее, в 1935 году фирма Cunningham предприняла вторую попытку установить 107-мм миномет, но уже на шасси T2 Light Tank. В отличии от первого образца новая машина имела переднее расположение миномета и экипаж из двух человек.Верхняя часть корпуса была также срезана. Но и этот образец “химической” САУ Cunningham 4.2" (107mm) Chemical Mortar SPG испытания не прошел и остался в единственном экземпляре.
А в 1941 году та же фирма на базе своего артиллерийского тягача замутила первую в мире огнеметную САУ под названием Cunningham Flamethrower. В лобовом листе корпуса САУ устанавливался огнемет Е1, позволявший метать огнесмесь на расстояние 165 футов в течение 35 секунд. Причем иного вооружения эта машина не имела. Да и еще одной уникальной чертой обладала Cunningham Flamethrower в отличие от других огнеметных машин у нее не было бака под готовую огнесмесь, а в 6 раздельных баков закачивались различные компоненты, которые смешивались уже в ходе пуска огнемета. Выпущен 1 прототип.
T1 Self-propelled Gun 3-дюймовая (76-мм) самоходная пушка T1 (M5). Машину создали на базе шасси коммерческого быстроходного трактора фирмы Cleavlend Tractor. Разработка началась в декабре 1940 г. Тактико-технические требования предполагали открытую установку 3-дюймовая (76-мм) пушки с бронещитом в кормовой части с ограниченным углом наведения. Расчет работал при пушке, находясь на земле. В марте 1941 г. начали разработку модифицированной САУ с увеличенным щитом.
Опытную машину построили в ноябре 1941 г. и приняли под обозначением самоходная пушка Т1 (М5). Однако заказа на серийное производство не последовало, поскольку в это же время появились более совершенные самоходные орудия. В сентябре 1942 г. САУ T1 (M5) признали устаревшей.
Самоходная пушка Т42 “Bigly”. Это была коммерческая разработка на шасси Кристи М1937 с новым выполненным из дюралюминия корпусом с рациональными углами наклона листов и муляжами 37-мм пушки и пулемета в лобовом листе. Фирма Bigly предложила Армии США в качестве прототипа быстроходного истребителя танков. Предлагалось также несколько вариантов вооружения, включая кормовой пулемет и две бортовые пулеметные установки. САУ испытывалась в 1941-42 гг. под обозначением самоходная пушка Т42, но была забракована как не удовлетворяющая армейским требованиям.
В большом количестве амеры строили и САУ артиллерийской поддержки.
Наряду с известнейшими "пристами" и М37 и "лонг томами" среди них есть очень интересные машины, выпущенные мелкими партиями либо вообще в единичных экземплярах.
Например в 1942 году была спроектирована САУ 155 mm Gun Motor Carriage M12 имевшая еще и обозначение “King Kong”. На переработанное шасси танка М3 воткнули мощное 155-мм орудие М1917, или ее модификации М1917А1, M1918M1. Возимый боекмоплект составлял 10 выстрелов. С сентября 1942 по март 1943 года выпущено 100 единиц.
В 1943 году началось проектирование САУ гаубичного типа. Предполагалось, что такие машины поступят на вооружение танковых дивизий и будут непосредственно сопровождать танковые соединения. Платформой для САУ такого типа был выбран танк М24, на переработанное шасси которого воткнули гаубицу М1 калибра 155 мм. Первый экземпляр САУ прибыл на Абердинский полигон в декабре 1944 года. Поскольку результаты испытаний были очевидны ещё до их завершения, в мае 1945 года фирма Massey-Harris получила подписанный контракт на поставку 250 машин.
САУ получила название 155 mm Howitzer Motor Carriage M41 или “Gorilla”.
Производство началось практически сразу, однако до конца войны успели изготовить только 85 самоходок. На фронт М41 отправить так и не успели, однако в 1950 году было принято решение отправить эти машины в Корею, где американская армия развернула крупномасштабные боевые действия. Самоходки М41 весьма активно использовались против китайских и северокорейских войск по всему полуострову. Достаточно сказать, что только 92-й батальон полевой артиллерии "Red Devils", оснащенный этими САУ, сделал "юбилейные" 150 000-й и 3 000 000-й выстрелы по противнику на этой войне.
С января 1944 года на базе танка М4А3 (HVSS) велась разработка САУ с 203-мм орудием. Ходовая часть танка и двигатель с трансмиссией остались неизменными а вот корпус пришлось перестроить практически полностью под установку столь мощного вооружения. САУ получила название Т89 Howitzer Motor Carriage, а после принятия на вооружение 203 mm Howitzer Motor Carriage M43. Вооружена САУ была гаубицей М155 калибра 203 мм. Выпущено 48 единиц.
В 1944 году появился проект 203-мм гаубицы Т84. Этот проект появился под влиянием успеха САУ М12. Создавалась САУ Т84 на базе тяжелого танка Т26Е3. Опять таки из-за особенностей установки 8 дюймового орудия пришлось полностью перекомпоновать корпус танка. САУ, вооруженная гаубицей М1 калибра 203 мм, получила полное название 8" Howitzer Motor Carriage T84. Прототип самоходной гаубицы Т84 был доставлен на Абердинский полигон в феврале 1944 года. В процессе испытаний внесли небольшие изменения, включая прямоугольный люк со съёмной крышкой на болтах, вырезанный в верхнем лобовом бронелисте корпуса для облегчения доступа к агрегатам трансмиссии. Несмотря на благоприятные результаты было решено, что Т84 останется только опытной машиной, а в серийное производству пойдут более совершенные САУ Т92 и Т93 на модифицированном шасси от танка М26. Построен всего 1 экземпляр
Ну и конечно нельзя обойти вниманием проект Т92/Т93.
В 1945 году американцами началось проектирование артиллерийского дуплекса на шасси танка М26. Предполагались к установке орудия калибра 203-240 мм. Это были гаубица М1918 калибра 240 мм и пушка М1 калибра 203 мм. В итоге оба проекта были одобрены. машина с гаубицей получила обозначение 240 mm Howitzer Motor Carriage T92, а её аналог с пушкой обозначался как 203 mm Gun Motor Carriage T93. Тем не менее, более высокий приоритет получил всё же Т92, разработку которого официально утвердили в марте 1945 года. Сразу же был заключен контракт с детройтским филиалом фирмы Chrysler на поставку четырех опытных образцов. Впоследствии, заказ на Т93 увеличили до четырех опытных машин.В первую очередь Т92 и Т93 готовили для предстоящей высадке на Японский острова (операция "Downfall"), где насыщенность разнообразными железобетонными сооружениями была весьма высока. Решение о запуске в серийное производство самоходных орудий последовало в марте 1945 года. Всего предполагалось поставить 115 Т92 и 58 Т93, однако до конца войны развернуть массовую постройку САУ не успели.
На Абердинский полигон первый прототип Т92 поступил лишь в июле, а Т93 – в сентябре 1945 года. Из-за разницы в весе артсистемы боевая масса Т93 оказалась несколько выше и составила 66300 кг, хотя это не сильно сказалось на технических характеристиках. Испытания обоих прототипов прошли успешно, но самоходки сильно запоздали. До сентября удалось собрать всего пять и две единицы соответственно. В послевоенный период интерес к ним в значительной мере ослаб и кроме того, вполне хватало не менее удачных САУ типа М40 и М41. Уцелел 1 экземпляр Т92.
Т92
Т93
В 1931 году фирма Каннингхем, уже нам с вами известная, предложила проект самоходного миномета на базе танка Т1Е1. С танка убиралась башня и срезалась подбашенная коробка после чего в заднюю часть шасси втыкался 107-мм миномет. Это чудо получило название Cunningham 4.2" (107mm) Chemical Mortar. Построен 1 прототип.
Самоходный миномет на шасси танка Cunningham проходил усиленные испытания в течении 1931-1932 гг., но на вооружение данная САУ не принималась. Недостатки её оказались слишком очевидными, поскольку для выбранного типа шасси миномет имел слишком сильную отдачу, к тому же ходовые качества самоходки оставляли желать много лучшего.
Тем не менее, в 1935 году фирма Cunningham предприняла вторую попытку установить 107-мм миномет, но уже на шасси T2 Light Tank. В отличии от первого образца новая машина имела переднее расположение миномета и экипаж из двух человек.Верхняя часть корпуса была также срезана. Но и этот образец “химической” САУ Cunningham 4.2" (107mm) Chemical Mortar SPG испытания не прошел и остался в единственном экземпляре.
А в 1941 году та же фирма на базе своего артиллерийского тягача замутила первую в мире огнеметную САУ под названием Cunningham Flamethrower. В лобовом листе корпуса САУ устанавливался огнемет Е1, позволявший метать огнесмесь на расстояние 165 футов в течение 35 секунд. Причем иного вооружения эта машина не имела. Да и еще одной уникальной чертой обладала Cunningham Flamethrower в отличие от других огнеметных машин у нее не было бака под готовую огнесмесь, а в 6 раздельных баков закачивались различные компоненты, которые смешивались уже в ходе пуска огнемета. Выпущен 1 прототип.
T1 Self-propelled Gun 3-дюймовая (76-мм) самоходная пушка T1 (M5). Машину создали на базе шасси коммерческого быстроходного трактора фирмы Cleavlend Tractor. Разработка началась в декабре 1940 г. Тактико-технические требования предполагали открытую установку 3-дюймовая (76-мм) пушки с бронещитом в кормовой части с ограниченным углом наведения. Расчет работал при пушке, находясь на земле. В марте 1941 г. начали разработку модифицированной САУ с увеличенным щитом.
Опытную машину построили в ноябре 1941 г. и приняли под обозначением самоходная пушка Т1 (М5). Однако заказа на серийное производство не последовало, поскольку в это же время появились более совершенные самоходные орудия. В сентябре 1942 г. САУ T1 (M5) признали устаревшей.
Самоходная пушка Т42 “Bigly”. Это была коммерческая разработка на шасси Кристи М1937 с новым выполненным из дюралюминия корпусом с рациональными углами наклона листов и муляжами 37-мм пушки и пулемета в лобовом листе. Фирма Bigly предложила Армии США в качестве прототипа быстроходного истребителя танков. Предлагалось также несколько вариантов вооружения, включая кормовой пулемет и две бортовые пулеметные установки. САУ испытывалась в 1941-42 гг. под обозначением самоходная пушка Т42, но была забракована как не удовлетворяющая армейским требованиям.
В большом количестве амеры строили и САУ артиллерийской поддержки.
Наряду с известнейшими "пристами" и М37 и "лонг томами" среди них есть очень интересные машины, выпущенные мелкими партиями либо вообще в единичных экземплярах.
Например в 1942 году была спроектирована САУ 155 mm Gun Motor Carriage M12 имевшая еще и обозначение “King Kong”. На переработанное шасси танка М3 воткнули мощное 155-мм орудие М1917, или ее модификации М1917А1, M1918M1. Возимый боекмоплект составлял 10 выстрелов. С сентября 1942 по март 1943 года выпущено 100 единиц.
В 1943 году началось проектирование САУ гаубичного типа. Предполагалось, что такие машины поступят на вооружение танковых дивизий и будут непосредственно сопровождать танковые соединения. Платформой для САУ такого типа был выбран танк М24, на переработанное шасси которого воткнули гаубицу М1 калибра 155 мм. Первый экземпляр САУ прибыл на Абердинский полигон в декабре 1944 года. Поскольку результаты испытаний были очевидны ещё до их завершения, в мае 1945 года фирма Massey-Harris получила подписанный контракт на поставку 250 машин.
САУ получила название 155 mm Howitzer Motor Carriage M41 или “Gorilla”.
Производство началось практически сразу, однако до конца войны успели изготовить только 85 самоходок. На фронт М41 отправить так и не успели, однако в 1950 году было принято решение отправить эти машины в Корею, где американская армия развернула крупномасштабные боевые действия. Самоходки М41 весьма активно использовались против китайских и северокорейских войск по всему полуострову. Достаточно сказать, что только 92-й батальон полевой артиллерии "Red Devils", оснащенный этими САУ, сделал "юбилейные" 150 000-й и 3 000 000-й выстрелы по противнику на этой войне.
С января 1944 года на базе танка М4А3 (HVSS) велась разработка САУ с 203-мм орудием. Ходовая часть танка и двигатель с трансмиссией остались неизменными а вот корпус пришлось перестроить практически полностью под установку столь мощного вооружения. САУ получила название Т89 Howitzer Motor Carriage, а после принятия на вооружение 203 mm Howitzer Motor Carriage M43. Вооружена САУ была гаубицей М155 калибра 203 мм. Выпущено 48 единиц.
В 1944 году появился проект 203-мм гаубицы Т84. Этот проект появился под влиянием успеха САУ М12. Создавалась САУ Т84 на базе тяжелого танка Т26Е3. Опять таки из-за особенностей установки 8 дюймового орудия пришлось полностью перекомпоновать корпус танка. САУ, вооруженная гаубицей М1 калибра 203 мм, получила полное название 8" Howitzer Motor Carriage T84. Прототип самоходной гаубицы Т84 был доставлен на Абердинский полигон в феврале 1944 года. В процессе испытаний внесли небольшие изменения, включая прямоугольный люк со съёмной крышкой на болтах, вырезанный в верхнем лобовом бронелисте корпуса для облегчения доступа к агрегатам трансмиссии. Несмотря на благоприятные результаты было решено, что Т84 останется только опытной машиной, а в серийное производству пойдут более совершенные САУ Т92 и Т93 на модифицированном шасси от танка М26. Построен всего 1 экземпляр
Ну и конечно нельзя обойти вниманием проект Т92/Т93.
В 1945 году американцами началось проектирование артиллерийского дуплекса на шасси танка М26. Предполагались к установке орудия калибра 203-240 мм. Это были гаубица М1918 калибра 240 мм и пушка М1 калибра 203 мм. В итоге оба проекта были одобрены. машина с гаубицей получила обозначение 240 mm Howitzer Motor Carriage T92, а её аналог с пушкой обозначался как 203 mm Gun Motor Carriage T93. Тем не менее, более высокий приоритет получил всё же Т92, разработку которого официально утвердили в марте 1945 года. Сразу же был заключен контракт с детройтским филиалом фирмы Chrysler на поставку четырех опытных образцов. Впоследствии, заказ на Т93 увеличили до четырех опытных машин.В первую очередь Т92 и Т93 готовили для предстоящей высадке на Японский острова (операция "Downfall"), где насыщенность разнообразными железобетонными сооружениями была весьма высока. Решение о запуске в серийное производство самоходных орудий последовало в марте 1945 года. Всего предполагалось поставить 115 Т92 и 58 Т93, однако до конца войны развернуть массовую постройку САУ не успели.
На Абердинский полигон первый прототип Т92 поступил лишь в июле, а Т93 – в сентябре 1945 года. Из-за разницы в весе артсистемы боевая масса Т93 оказалась несколько выше и составила 66300 кг, хотя это не сильно сказалось на технических характеристиках. Испытания обоих прототипов прошли успешно, но самоходки сильно запоздали. До сентября удалось собрать всего пять и две единицы соответственно. В послевоенный период интерес к ним в значительной мере ослаб и кроме того, вполне хватало не менее удачных САУ типа М40 и М41. Уцелел 1 экземпляр Т92.
Т92
Т93