andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Category:

Бронетанковые вивисекторы. США, часть 3.

Продолжаем хихикать над усилиями заокеанских танкостроителей 30-х годов прошлого века. Начало тут.

http://andrewbek-1974.livejournal.com/288222.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/288876.html


Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Бронетанковые вивисекторы. США, часть 3.
Продолжим. А начнем мы с орла нашего дона Рэбы, в смысле с Джона Уолтера Кристи.
Успехи моделей М1928 и М1931 позволило Дж.У. Кристи провести работу по дальнейшей модернизации машины. Предельно облегчив конструкцию и оснастив ее двигателем Hispano-Suiza мощностью 750 л.с. Кристи в 1932 году создал колесно-гусеничный авиадесантный танк Christie M1932. На испытаниях эта опытная машина показала скорость на колесах 120 миль в час (193 км\ч!), а на гусеницах “всего” 60 миль в час (96,5 км\ч). Танк свободно перепрыгивал ров шириной больше 6 метров и мог преодолевать уклон в 45 градусов. Но американская армия к М1932 интереса не проявила. Даже несмотря на большую восторженную статью в американском журнале "Modern Mecanics and Envents". По мнению Департамента вооружений, Кристи просил слишком большую цену за свои машины. В итоге, опытный образец шасси был куплен Амторгом и доставлен в СССР для испытаний, где следы этой машины теряются.
Страница журнала "Modern Mecanics and Envents" из статьи про Christie M1932

3c20c09c17cd467bcab87c4fe37a4300


1
120722114737647800

Несмотря на неудачу М1932, Кристи продолжал работу над колесно-гусеничными авиадесантными машинами. И следующим был экспериментальный танк Christie М1935/1936. Изъяв для собсвенных нужд часть средств выделенных Министерством Обороны США на постройку серийных танков Т3, Кристи в 1935 году построил танк М1935А, еще более снизив габаритные размеры предыдущей модели и применив трехкатковую ходовую часть. Максимальная толщина бронирования составляла 12,7 мм. Экипаж – 2 человека (командир танка и водитель). Место членов экипажа были оборудованы наблюдательными бронеколпаками. Длина танка составила 4572 мм, ширина – 1981, высота – 1676 мм.
christie_m1935a_1

Следом была выпущена модификация М1935В, ходовой части которой вернули 4 опорных катка. Вес танка 5,5 тонн, скорость на гусеницах 104,6 км\ч, на колесах – 153,9 км\ч! Экипаж 3 человека.
christie_m1935b_1

В 1936 году на базе М1935В создаётся его модифицированный вариант М1936. Длина танка была уменьшена на 1,07 м, высота – на 15 см. Судя по всему, корпус танка изготовлялся из неброневой стали, а его полная масса составила 6 тонн. Подвеска "перекочевала" наружу и имела защиту в виде цилиндрических труб. Этот шаг позволил отказаться от двойной стенки корпуса, но существенно влиял на защищенность ходовой части.
Вооружение на М1936 не устанавливалось - единственную 57-мм пушку, установленную в носовой части корпуса, имитировал её макет. Вместо двигателя HS12 на М1936 был установлен менее мощный Curtiss D-12 (300 л.с.). Впрочем, даже с этой силовой установкой М1936 имел максимальную скорость 96,5 км\ч при движении по грунтовой дороге и мог перепрыгивать ров шириной 4,57 м.
Landcrawler%20Devastator

Ни одна из перечисленных машин никого из заказчиков не заинтересовала.

Неугомонный Кристи продолжил заниматься колесно-гусеничными авиадесантными танками и в 1937 году построил танк Christie M1937
, а в 1938 его улучшенную модификацию Christie М1938. Несмотря на показы танков военным в Великобритании и США эти машины их не заинтересовали и остались опытными машинами выпущенными в единственном экземпляре.
Christie M1937

christie_m1937_1

Christie М1938.
christie_m1938_1

Но и на этом Уолтер не остановился и пока шли испытания моделей М1937 и М1938 он приступил к разработке их более совершенного варианта. Сохранив ходовую часть с 8 опорными обрезиненными катками и фирменной “свечной” подвеской на вертикальных пружинных рессорах (которая была почти целиком заимствована от М1936) в 1937 году была разработана модель М1940. Внешне она напоминала предыдущие образцы и по проекту должна была иметь на вооружении 75-мм пушку. Чтобы склонить мнение военных с свою сторону Кристи предложил систему крепления танка под фюзеляжем тяжелого бомбардировщика YB-17, лишь недавно пришедшего полный цикл испытаний. Были изготовлены предварительные чертежи, эскизы и макеты М1940, но в металле этот проект реализован не был.
christie_m1940_1

Буквально через несколько месяцев Кристи представил совершенно новую модель, названную М1941. В отличии от остальных модификаций этот танк получил обтекаемый корпус, отдаленно напоминавший панцирь черепахи. Данных о бронировании, силовой установке и других тактико-технических характеристиках пока нет. В качестве основного вооружения планировалась установка 90-мм безоткатного орудия в носовой части корпуса – таким образом, М1940 мог использоваться в качестве мобильного противотанкового средства.
Американские военные специалисты, как и раньше, не обратили особого внимания на эту конструкцию, но чтобы машина не пропала даром было принято решение выкупить её и использовать в качестве тягача. По некоторым данным М1940 окончил свои дни именно в этом качестве.
uslt-ChristieM1941

Последней попыткой создать полноценный авиадесантный танк стало появление модели М1942. В общих чертах она повторяла М1940, за исключением нового корпуса. Видимо считая, что башня лишь утяжеляет танк, Кристи установил вместо неё высокую надстройку с наклонными бронелистами. В носовой части могла устанавливаться 37-мм пушка и 7,62-мм пулемет, по бортам - ещё четыре пулемета такого же калибра. Об испытаниях этой машины сведений также нет, остались только единственного опытного образца
christie_m1942_1
christie_m1942_2
Несмотря на существующее мнение, что прогрессивные идеи Кристи были "слишком новы" и именно косность военных в США не позволила принять на вооружение столь футуристичные танки причины неудач конструктора были вполне объяснимы. Прежде всего, оригинальная пружинная подвеска Кристи была приспособлена только для небольшой массы танка и любое увеличение броневой защиты или установка более тяжелого двигателя вели к его перегрузки. В качестве примера можно привести советские танки с аналогичной подвеской – первые “симптомы” стали наблюдаться уже на БТ-7М с дизельным двигателем В-2, который практически утратил способность передвижения на колёсах, а максимальная скорость серийного танка не превышала 60 км\ч. Со средним танком Т-34 (в конструкции которого использовалась та же подвеска, но в модифицированном виде), ситуация была ещё сложнее – при массе более 26 тонн он имел только гусеничный ход, а при интенсивной эксплуатации подвеска значительно "проседала", что вело к потере ходовых качеств.
Кроме того, огромные скорости, которые показывали модели М1932 и М1936, вели к преждевременному износу траков гусениц или их полному разрушению. Высокие соотношения мощности двигателей к массе танка использовать в боевых условиях, когда танк двигается по пересеченной местности, далеко не всегда представлялось возможным. Да и как оказалось эксплуатационная скорость танков на поле боя редко превышала 20-25 км/ч. Управлять же машиной на скоростях 80-100 км\ч было чрезвычайно трудно, а ведь именно ради высоких скоростей Кристи пожертвовал вооружением и защищенностью своих машин.
Колесно-гусеничный ход также оказался достаточно спорным преимуществом. Ходовые качества танка при движении на колёсах были заметно ниже, поэтому использовал он (на тех же БТ) достаточно редко. Британские конструкторы вообще отказались от этого новшества, сделав свои крейсерские танки только гусеничными.
Вопрос вооружения танков оказался гораздо более сложным, чем на это рассчитывал сам конструктор. Стремясь достичь наивысших динамических качеств Дж.У.Кристи отказался от установки башни. По его убеждению скоростная машина должна была двигаться только вперед и уничтожать цели по ходу движения, что предопределило монтаж вооружения в носовой части корпуса. Однако установка даже пушки 37-мм пушки с полным боекомплектом означало увеличение массы танка, а значит ухудшение его скоростных качеств. Тогда Кристи пошёл на небольшую хитрость – начиная с модели М1935 на танках устанавливался только макет орудия без боезапаса.
Совершенно нерациональной была признана компоновка боевого отделения. Рабочие места водителя и командира располагались слишком близко друг к другу, что затрудняло действия экипажа. Помимо этого, функции стрелка, наводчика и заряжающего выполнял всё тот же командир. Размещение третьего танкиста приводило к ещё большей тесноте, поэтому последние модели танков Кристи имели экипаж из двух человек, а при демонстрационных показах внутри танка находился только водитель.
В результате неудивительно, что американская армия отказалась от услуг Кристи, а другие заказчики значительно доработали закупленные модели танков Кристи.

Начиная с 1933 года в США активизировалась работа по созданию новых танков. Амеры попали под влияние французской школы танкостроения и так же как и галлы стали лепить "пехотные" и "кавалерийские" танки. В 1933 году началась разработка "кавалерийских" танков Combat Car M1, впоследствии после модернизации проекта называвшихся Combat Car M2. В 1937-39 гг они были выпущены ограниченной партией. Одновременно был спроектирован танк Combat Car T5E1 это был тот же Combat Car M1, но с неподвижной бронированной рубкой. Экипаж 4 человека, вооружение три пулемета калибра 7,62 мм (в боковых и лобовом листе рубки) и 1 пулемет М1919А4 калибра 12,7 мм (в лобовом листе рубки). Проект закрыт в 1935 году, выпущен 1 штук. Смотрится эта штука довольно странно - эдакая пулеметная самоходная установка.
m1_t5_prototype_1

Вершиной развития “кавалерийских боевых машин”, созданных компанией Кристи в 1930-е гг., можно считать T7 Combat Car, появившийся в 1937 г. По всем параметрам эту машину можно было отнести к танкам. В неё применялась чисто танковая “классическая” компоновка, с расположением отделения управления в носовой, боевой – в средней и моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса. Непосредственно корпус собирался из катаных броневых листов толщиной 6,35-12,7 мм, причем только лобовые листы имели небольшой угол наклона. Вооружение Т7 состояло из двух пулеметов калибра 12,7-мм и 7,62-мм, установленных в шестигранной башне от Combat Car M1. Единственный прототип T7 Combat Car (номер W40223) был передан на испытания в апреле 1937 г. Машина показала хорошие скоростные характеристики, но мнение представителей от кавалерии было не столь положительным. Генерал Чаффи, после маневров 1939 года, заявил о том, что Combat Car T7 не соответствует предъявляемым требованиям - смена гусеничного хода на колёсный показалась ему слишком долгой, а сама система ненадежной. Тогда выбор был окончательно сделан в пользу чисто гусеничных машин - в октябре 1939 года программа Combat Car T7 была отменена. Это чудо-юдо, кстати, фигурирует в неназываемой игре!
t7_1
t7_2
t7_5

В 1930 году фирма Cunningham решила построить "пехотный" танк. И таки построила опираясь на конструкцию одного из самых успешных танков того времени - британского легкого танка Vickers 6 tonn (Vickers E). Фирма представила в 1931 г. прототип легкого танка Т1Е4. Американский танк поддержки пехоты также имел клепаный корпус, собираемый из бронелистов толщиной 6-16 мм. Небольшой угол наклона имел только лобовой лист корпуса, в то время как остальные стыковались большей частью под прямым углом. Башня танка была выполнена цилиндрической с частично скошенным бронелистом крыши. Ходовая часть Т1Е4 во многом напоминала "виккерс". Применительно на один борт она состояла из восьми опорных катков малого диаметра сблокированных попарно в четыре тележки с эллиптическими листовыми рессорами, четырех поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса с натяжным механизмом и заднего направляющего колеса. Экипаж танка состоял из трех человек. Вооружение - 37-мм пушка М1924 и 7,62-мм пулемет Browning M1919A4.
t1e4_4
t1e4_3

Испытания опытного образца Т1Е4, проходившие в 1932 г., не принесли желаемого результата. Штаб сухопутных сил к тому времени больше внимания уделял танку Т2, на котором также использовалась подвеска "виккерс", поэтому проект фирмы Cunningham не числился в разряде приоритетных. Прототип Т1Е6, появившийся в скором времени, был лишь немного улучшенной модификацией Т1Е4, в связи с чем пехота отказалась от дальнейших работ над ним.
t1e6_1

Начавшаяся война в Европе заставила американцев в корне пересмотреть свое отношение к танкостроению. Вдруг оказалось. что танки - основная ударная сила сухопутных войск. И штатовцы кинулись "во все тяжкие". Одним из таких "тяжких" оказался так называемый "мобилизационный" танк T6 Light Tank конструкции майора Кристмаса - это была предельно простая машина, не имевшая даже башни. Экипаж состоял из двух человек: место механика-водителя находилось слева и имело небольшую выступающую вперед рубку, командир располагался справа и обслуживал вооружение. В лобовом листе корпуса толщиной 25,4 мм устанавливалась 37-мм пушка М2 и 7,62-мм пулемет Browning. В качестве силовой установки было решено использовать два карбюраторных двигателя Buick мощностью 140 л.с. каждый. Первый и единственный прототип танка Т6 (номер 30462) был построен силами арсенала в Рок-Айленде (Rock Island Arsenal) и поступил на испытания в июне 1939 года. В целом, машина произвела неплохое впечатление, но отсутствие башни и, как следствие, ограниченный сектор обстрела, не позволили принять ее на вооружение. Впоследствии на базе этой машины майор Кристмас создаст известный легкий танк Light Tank M3 "Stewart".
t6_4
t6_2











Tags: ВМВ, ПМВ, США, вундервафель, история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments