Как-то рассказывая, вам дорогие друзья, про различную бронетехнику, я совсем упустил из виду американские танки. Нет не те, которые были в серии постов "Бронетанковые вивисекторы США", а те, которые рождались южнее территории самого демократического государства в мире. А именно южноамериканские боевые бронированные машины. Вот о них-то речь и пойдет. И первым из них будет аргентинский танк с красивым названием "Нахуэль". Не, ну а чего вы ржете? Это по-русски не звучит, а в переводе с языка индейцев аракуана это "Ягуар", "король" джунглей Южной Америки, а не хухры-мухры какой-то. На самом-то деле это слово Nahuel, все же читается как "Науэль". Но "Нахуэль" как-то брутальнее))).
Не секрет, что Аргентина, как впрочем, и почти все страны Латинской Америки в первой половине 20-го века, практически полностью полагалась на поставки боевой техники из за рубежа. Так в 1937 году были закуплены в Великобритании несколько легких танков Vickers-Carden-Loyd mod. 1934, которые годом позже уже дефилировали по улицам Буэнос-Айреса. Эти машины использовались, главным образом, в учебных целях. Полноценными же боевыми танками должны были стать чехословацкие LT vz.38, переговоры о поставке которых велись весьма интенсивно. Планировалось закупить 160 боевых машин этого типа, но Мюнхенский пакт и последовавшая вслед за ним оккупация Чехии расстроили сделку.
А начавшаяся Вторая Мировая война вообще похоронила все планы аргентинских вояк заиметь себе немножко танков. Никто им их не продавал, по той простой причине, что руководство Аргентины, вдруг воспылало пламенной любовью к Адольфу Алоизичу и страны, воевавшие с нацистами, в первую очередь конечно США, ввели эмбарго на поставки в Аргентину оружия и боевой техники.
Тут-то аргентинцы и решили спроектировать свой собственный сугубо и трегубо национальный танк. Работы над боевой машиной получившей название Nahuel, или DL 43, начались в 1942 году. Автором проекта этого чуда конструкторской мысли стал полковник аргентинской армии Альфредо Аквилис Баиси (Alfredo Baisi), который в то время был директором военного завода Arsenal Esteban de Luca. Недолго думая инженеры под руководством полковника взяли за основу американский средний танк М4 “Sherman”. Попытавшись его максимально упростить и приспособить под невеликие возможности аргентинской военной промышленности. Не зря, получившийся в итоге бронедевайс известен среди историков как "танк для бедных".
На самом деле американский танк, как я уже сказал не копировали "в слепую". От него позаимствовали ходовую часть с шестью опорными катками на борт и специфической вертикальной подвеской. Необрезиненные катки группировались по два в тележки, к которым также крепились поддерживающие ролики. Расположение ведущих и направляющих колёс не изменилось, хотя их размеры заметно уменьшились по сравнению с М4. гусеница имела 76 траков.
Корпус танка DL 43 был сварной конструкции и имел к американскому прототипу отдаленное отношение – скорее, он напоминал немецкий Pz.V “Panther” или советский Т-34. Верхний лобовой лист корпуса толщиной 80 мм устанавливался под углом наклона 65, нижний имел толщину 50 мм. Бортовые бронелисты также устанавливались под большим наклоном и имели толщину 55 мм. Компоновка корпуса была аналогичной М4: в передней части располагалось трансмиссия и отделение управления, в средней – боевое отделение, в кормовой – моторный отсек.
Башня была оснащена не менее мощным бронированием. Лобовой лист, как и у корпуса, выполнялся из 80-мм брони, борта – по 65 мм, кормовая часть – 50 мм, крыша – 20 мм. А вот вооружение аргентинского танка вряд ли можно было назвать сильным. Не имея возможности закупить современные танковые орудия калибром 75-88 мм аргентинские инженеры проектировали башню под установку 75-мм полевого орудия Krupp L/30 M1909, которое было разработано ещё до Первой Мировой войны. Несмотря на почтенный возраст эта пушка выпускала снаряд с начальной скоростью 510 м\с и обладала хорошим воздействием фугаса. Собственно, для Латинской Америки, где ничего мощнее у соперников просто не было, мощности “круппа” было вполне достаточно. Вспомогательное вооружение состояло из спаренного с пушкой 12,7-мм пулемета.
Наблюдение за окружающей обстановкой осуществлялось при помощи смотровых приборов, установленных на верхних люках в носовой части корпуса. На крыше башни монтировался перископический видоискатель с 3-х кратным увеличением, который вращался независимо от башни.
На танке устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Lorraine-Dietrich мощностью 500 л.с., который выпускался в Аргентине по лицензии на предприятии FMA.
Для постройки прототипа и дальнейшего производства привлекли значительные промышленные мощности – в работе над комплектующими для танка принимало участие 80 фирм, как государственных, так и частных. В их числе были YPF, Ferrocarriles Argentinos (Аргентинские Железные дороги), лаборатория бронирования кораблей береговой обороны и моторная мастерская Fabrica Militar de Aviones. Перед сборкой опытного образца за 45 дней был построен полноразмерный макет DL 43. Уже на этом этапе стало ясно, что вписаться в расчетную массу не удастся и полный вес танка составит около 35 тонн.
В то время, как союзники высаживали десант в Нормандии в Буэнос-Айресе состоялся показ первых двух недостроенных прототипов DL 43 – это произошло 4 июня 1944 года. Впрочем, спустя всего два месяца, по улицам аргентинской столицы прошли уже 10 серийных машин. В процессе производства устаревшую пушку Krupp заменили на более мощную Bofors 75/34 M1935. Это орудие выпускала обычный 7,2-кг снаряд с начальной скоростью 625 м\с, 6,8-кг бронебойный – со скоростью 595 м\с, но бронепробиваемость и этого орудия была недостаточной - на дистанции в 500 м, бронебойный снаряд пробивал 62 мм брони. Спаренный пулемет сохранили, а в носовой части корпуса установили три дополнительных 7,92-мм пулеметов Madsen.
Первоначально экипаж танка состоял из 5 человек и включал механика-водителя, командира, стрелка-радиста, заряжающего и пулеметчика. Впрочем, очень скоро выяснилось, что управлять тремя пулеметами очень сложно, а их эффективной невысока, в связи с чем экипаж зачастую сокращали до 4-х человек. Полная масса серийного танка DL 43 составила 36,1 тонну.
По данным из зарубежных источников было построено 16 танков, которые использовались в аргентинской армии более 20 лет. Крупносерийный выпуск DL 43 так и не был налажен - в конце 1940-х гг. отношения с союзниками наладились и Великобритания согласилась продать Аргентине партию танков М4 "Sherman". Последний "Нахуэль" был списан в 1962 году.