November 21st, 2021

Фламберг из Пассау

Двуручный меч с "пламенеющим" клинком (фламберг), Германские Земли, Пассау, примерно 1580 год. Длина меча 1780 мм.
Клинок меча прямой, стальной, шестигранный в поперечном сечении, с мелкой волной на лезвийных кромках. На одной из сторон клинка методом таушировки нанесено клеймо Пассау - знаменитый "бегущий волк". Рикассо с обтяжкой из тисненой кожи. В наличии малая фальш-гарда - parierhaken, известная также как "кабаньи клыки".
Гарда меча состоит из широкой мощной крестовины, ветви которой загнуты в сторону клинка, двух пар парирующих овальных колец (одно в одном) и парных боковых петель. Утолщения на законцовках крестовины и часть парирующих петель сохранили остатки позолоты.
Рукоять достаточно массивная, под хват в две руки, с двойным центральным утолщением-перехватом и обтяжкой кожей. Навершие биконическое, продольно-сегментированное.
Оружие выставлено на продажу аукционом Hermann Historica с начальной ценой в 12 000 евро.
Collapse )

Поясной набор из Саттон Ху.

Золото, гранаты. датируется VI-VII веками. Габарит пряжки: 73х23 мм, вес 65 грамм. Из собрания Британского Музея.
И глядя на эту красоту сразу становится понятна отделка меча из того же погребения https://andrewbek-1974.livejournal.com/2215524.html
Бля, только за этот пояс в то время можно было половину Англии купить.

Collapse )

Некоторые разъяснения

Дамы и господа, а также товарищи! Друзья!
Хотелось бы один раз ответить на многочисленные повторяющиеся вопросы и коменты.
1. Когда я публикую какой-то меч (алебарду, доспех, шлем, мушкет и т.д. - нужное подставить) я стараюсь привести ВСЕ характеристики этого предмета. Само собой, если они указаны на источнике. Во имя Одина, Вишну и Кецалькоатля не стоит спрашивать "А вес?", если указана только ДЛИНА, например меча. Это значит, что на источнике указан лишь 1 (прописью - ОДИН) параметр оружия. Если что-то еще опубликовано, я ОБЯЗАТЕЛЬНО тоже приведу эти данные.
Поймите меня правильно. На источниках, как правило, описание довольно скудные. Да, есть несколько музеев, где приводятся довольно подробные описания, ТТХ, датировки, комментарии специалистов, указывается происхождение предмета, список публикаций, иногда даже, например металлографические исследования. К таким музеям прежде всего относятся Королевские Арсеналы Лидса, Коллекция Уоллеса, Музей Метрополитан, Вустерский Музей, Британский Музей. Но и там отнюдь не все собрание так подробно и скрупулезно описано.
В большинстве своем в музейных описаниях приводится датировка, производитель (если он известен) и 3-4 параметра экспоната. ЭТО ВСЕ! Я же не буду гадать на кофейной гуще и наугад описывать тысячелетний меч. Можете сами зайти, например на сайт Государственного Эрмитажа и почитать описание и характеристики средневекового оружия и предметов снаряжения. Поверьте, вас ждет жуткое разочарование. Там практически нет НИЧЕГО. Максимум датировка, длина, вес, ну и очень редко имя мастера изготовившего экспонат. Про аукционы и антикварных дилеров я вообще молчу - там чаще всего указывается вообще только один параметр экземпляра, выставленного на продажу. Для того, чтобы получить подробные ТТХ надо связываться с дилером.

2. Это же касается наличия/отсутствия фотографий. Если их несколько -они будут приведены по возможности ВСЕ. Если же есть, к примеру, только фото эфеса рапиры с клинком работы знаменитого мастера из Толедо Томаса де Айалы, то это значит, что других фотографий на сайте музея тупо НЕТ!

3. Про аутентичность предметов. Я прекрасно понимаю, что некоторые экспонаты даже в ведущих музеях мира это подделки, ну или сборняк. Про такие мелочи, как неверные датировки я вообще промолчу. Но...
а. Мне просто надоело про это писать.
б. Музейщики тоже люди, и иногда они ошибаются.
в. Есть и такое явление, как инерция. Хороший пример со швейцарскими алебардами земпахского типа. Уже больше 40 лет известно и доказано их происхождение и датировки второй половиной XVII столетия. Известны мастерские их изготавливавшие, документы на приобретение этих алебард введены в научный оборот, проделана огромная работа.... В половине крупных музеев мира эти алебарды до сих пор датируются концом XV столетия. Ибо так их датировали еще в начале ХХ века. Доходит до смешного: в Филадельфийском Музее в заглавии стоит правильная датировка, а в описательной части все та же пятнаха. Вот такие дела...
г. Отдельный разговор про оружейные аукционы и антикварных дилеров. Тут сразу надо понимать, что они на продаже антиквариата ЗАРАБАТЫВАЮТ БАБЛО. Исходя из этого верить им априори нельзя. Да, репутация там и все такое. Но таки деньги есть деньги. Поэтому аутентичности предметов и датировок вещей с аукционов я вообще избегаю касаться. Ну если в описании и на фото нет явных каких-то несоответствий. В остальных случаях я даю просто описание предмета. Верить ли в честность и добропорядочность продавца это ваше дело. Хотелось бы только отметить, что определение подлинности тысячелетнего меча по фото это тоже дело такое....неоднозначное, скажем прямо. Опять таки, если нет явных косяков. А такие примеры известны.
д. Некоторые дилеры явно торгуют либо сборняком, либо откровенным новоделом. И таких товарищей мы знаем)))

4. Я плохо разбираюсь в восточном оружии (в широком смысле этого слова) и тут считайте меня просто транслятором описаний из музеев и с аукционов.

Надеюсь на некоторые постоянные вопросы я ответил.
П.С. Ну и я тоже ошибаюсь. Но я расту над собой)))

A RARE SALLET FROM THE KUPPELMAYR COLLECTION

Шлем типа "салад" с подъемным забралом, Германские Земли, датируется концом XV столетия. Габарит боевого наголовья 404 x 210 x 217 мм.
Купол шлема с вытянутым назатыльником-"хвостом" - цельнокованый. Невысокий, уплощенный медиальный гребень. С обеих сторон гребня идут по 3 продольных канелюра. Забрало подъемное, удерживаемое на шлеме мощными боковыми заклепками с декоративными головками в виде стилизованных цветов. Купол шлема имеет 8 вентиляционных отверстий с полыми заклепками с головками в виде цветов (1 отсутствует). По окружности купола идет ряд заклепок, ранее по всей видимости удерживающих подшлемник. Справа смонтирован подпружиненный стопор забрала. На назатыльнике хорошо читаемое клеймо оружейной гильдии Нюрнберга.
Шлем происходит из знаменитой коллекции Макса Куппельмайра - крупнейшей частной коллекции ХIX столетия.
Салад продан на 116-м аукционе CZERNY'S за 46 000 евро (!), таким образом став самым дорогим предметом этого аукциона в категории Доспех и защитное снаряжение

Collapse )