andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Category:

Советские танки тридцатых. Методом проб и ошибок. Часть 4.

Начало тут
http://andrewbek-1974.livejournal.com/181009.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/182513.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/183979.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/184978.html


Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Советские танки тридцатых. Методом проб и ошибок. Часть 4.
Эта часть обзора советского танкостроения будет посвящена танкам-амфибиям сконструированным в СССР в 30-х годах 20 века. Но начнем мы с танкетки.

Последняя машина такого класса спроектированная в СССР это танкетка ППГ. Эта машина была создана в разгар советско-финской войны, как некий эрзац-танк. Бронирование лба корпуса 10 мм, бортов - 6мм. Вооружение два 7,62-мм пулемета ДТ в лобовом листе корпуса, вес 1730 кг. В общем и целом, увидев этого клопа, военные только развели руками. Проект закрыт ввиду полной бесперспективности.
ppg_1

Еще до попадания на территорию СССР плавающего танка производства английской фирмы "Виккерс-Армстронг", но имея отрывочные сведения о них, специалисты из ОКМО в 1931 году, по поручению УММ РККА, решили создать аналог британской машины. Работы по первому советскому плавающему танку, получившему индекс Т-33 и собственное имя “Селезень”, проводил конструкторский коллектив под руководством С.Гизбурга. От “Виккерса” переняли конструкцию корпуса, бортовых поплавков, а также компоновку боевого отделения. Шасси Т-33, как и на британском танке, практически без изменений позаимствовали от тягача VCL. Применительно на один борт оно состояло из 4-х опорных катков сблокированных в тележки по два и переднего ведущего колеса. Функции направляющего колеса выполнял задний каток. Прототип танка Т-33 был готов в конце марта 1932 г. Завершающий этап его проектирования и изготовления опытного образца проходил уже под руководством инженера М.Зигеля на заводе ‘Большевик” в Ленинграде. Выполнив несколько предварительных “пробежек” удалось установить, что “Селезень” по ходовым характеристикам не многим уступает “виккерсу”. При движении по шоссе его скорость составила 42 км\ч, на воде – 4 км\ч. Однако после прибытия в СССР партии из 8 британских танков-амфибий работы по Т-33 были прекращены в пользу танка Т-37А.
t33_3
t33_2
t33_1


В 1932 году начались работы над следующим "плавунцом". Танк получил индекс Т-41. В то время как КБ Гинзбурга занималась Т-33 на 2-м заводе ВАТО в Москве под руководством инженера Н.Козырева была спроектирована совершенно новая машина, имевшая войсковой индекс Т-41. Клепано-сварной корпус танка собирался из бронелистов толщиной 4-9 мм при помощи стальных уголков. Конструкция корпуса была выполнена таким образом, чтобы танк имел максимальный запас плавучести. Из-за этого высота танка сильно возросла, увеличив тем самым поражаемую площадь. Положительной стороной этой особенности Т-41 стал полный отказ от бортовых поплавков.
Двигатель танка, в отличии от Т-33, устанавливался в кормовой части корпуса вдоль прямой оси. Здесь тоже не обошлось без оригинального подхода. Стараясь максимально упростить конструкцию Т-41 и унифицировать ряд танковых узлов с автомобильными Козырев решил использовать американский мотор Форд-АА мощностью 40 л.с., изготовлявшийся в СССР по лицензии. Опытный образец Т-41 был построен летом 1932 г. и сразу передан для заводских испытаний в процессе которых выявилось несколько технологических недостатков. После их устранения танк передали в Кубинку, где испытания со 2 августа по 29 сентября 1932 г. продолжили военные специалисты. Надо отметить, что Т-41 произвел не самое лучшее впечатление. Высокий корпус и отсутствие наклонных бронеоистов делали из танка слишком уязвимую цель. Малая мощность мотора, вместе с узкими “танкетными” гусеницами, привели к тому, что подвижность и проходимость Т-41 оказались на весьма низком уровне. Больше того, скоростные показатели этого танка оказались даже хуже, чем у Т-33. По мнению военной комиссии в таком виде Т-41 не мог быть передан на войсковые испытания, а тем более рекомендован к серийному производству.
t41_a3
t41_a2
t41_a1
К этому времени относительно успешно прошел испытания основной конкурент “сорок первого” – легкий плавающий танк Т-37. В доработанном виде РККА согласилось принять его на вооружение, но в качестве подстраховочной меры от Т-41 полностью отказываться не спешили. Осенью 1932 г. заводское КБ представило модернизированный вариант танка. Вызывавший множество нареканий корпус был перепроектирован – при сохранении прежней компоновки его высоту уменьшили на 140 мм, заодно изменив очертания передней и кормовой части, из-за чего по внешнему виду танк стал напоминать Т-37А. Вместо двигателя Форд-АА был установлен отечественный аналог ГАЗ-АА той же мощности. Ходовую часть Т-41 также подвергли изменениям, демонтировав один поддерживающий ролик и внеся несколько более мелких конструктивных доработок.
Тем не менее, из-за задержек с выпуском серийных танков Т-37А, УММ РККА было вынуждено отдать распоряжение о постройке небольшой партии танков 2-го завода ВАТО под обозначением "Т-41 серийный". В течении первого квартала 1933 г. завод №37 сдал 12 серийных танков, после чего вопрос о дальнейшем развитии и постройке следующей серии Т-41 не поднимался. Впоследствии все полученные РККА танки были распределены между учебными подразделениями, а 7 ноября 1933 г. несколько танков были продемонстрированы на параде на Красной площади, пройдя в одном строю с серийными Т-37А.
На этом фото они отмечены стрелками
images
Несмотря на свою немногочисленность и наличие неустраненных “детских болезней” эксплуатация одиночных Т-41 продолжалась довольно длительный период - например, на 1 января 1938 г. в составе 5-го мехкорпуса Московского ВО ещё имелось 5 танков, а в 97-й стрелковой дивизии Киевского ВО – 1.

В 1933 году было решено спроектировать колесно-гусеничный плавающий танк. Разработку такой машины УММ РККА поручило Спецмаштресту, который в свою очередь, отправил техническое задание КБ завода Опытного Машиностроения им.Кирова (в дальнейшем именовалась как Т-43-1) и КБ завода №37 (Т-43-2). Чтобы ускорить процесс коллективу, который первым доведет танк до уровня серийного производства, была обещана премия в 20000 рублей.

Кировский танк, над проектом которого работали инженеры Зигель, Симский, Максаков и другие, по размерам не сильно отличался от серийного Т-37А. Корпус Т-43-1 собирался из бронелистов толщиной от 4 до 10 мм при помощи клёпки с использованием штампованных деталей. Силовая установка Т-43-1 состояла из автомобильного двигателя ГАЗ-АА мощностью 40 л.с., установленным поперек корпуса, с “газовской” коробкой передач и радиатором. Между двигателем и радиатором расположили вентилятор с ременным приводом от двигателя. Трансмиссия включала КПП, двойной дифференциал и бортовую передачу колесного хода.
Вооружение танка было вполне стандартным. На опытной машине должен был устанавливаться 7,62-мм пулемет ДТ во вращающейся цилиндрической башне, хотя проектом также была запланирована 45-мм пушка в неподвижной бронерубке.
Т-43-1 на колесном ходу.

t-43_1932_2
t-43_1932_3

Альтернативный проект Т-43-2, разработанный конструкторским коллективом под общим управлением Н.Астрова, был во многом похож на Т-43-1. По вооружению, бронированию, конструкции ходовой части и трансмиссии, а также внутреннему оборудованию оба танка была весьма похожи, однако имелись и отличия. В ходовой части применили дополнительный поддерживающий ролик, а два задних опорных колеса не были “связаны” в единый блок. Башня танка имела более простую четырехгранную форму, в лобовом листе которой устанавливался единственный пулемет ДТ. Корпус первоначально планировали собирать при помощи сварки, но из-за того, что завод-поставщик “Серп и молот” освоить этот процесс вовремя не смог, его пришлось выполнить клёпаным. Полная масса танка при этом составила 3700 кг, что было на 100 кг больше, чем у Т-43-1.

Рассмотрение проектов проводилось 2-3 августа 1934 г. на отдельном заседании треста специального машиностроения, в котором приняли участие специалисты Спецмаштреста, УММ РККА и инженеры обеих заводов. Примечательно, что инженеры-разработчики склонялись к тому мнению, что сочетание колесно-гусеничного хода с возможностью плавания ведет к неоправданному усложнению конструкции и её удорожанию. Главные конструкторы сошлись на том, что танковым войскам РККА требуется плавающий танк только с гусеничным ходом, что позволяло бы нарастить на нем броню и усилить вооружение. Военные, в свою очередь, были склонны отдать предпочтение танку Т-43-2, как менее сложному в производству. Для проверки этих выводов было принято решение о постройке обеих танков, опытные образцы которых были готовы к марту-апрелю 1935 г. После оценки полученных результатов УММ РКАА сделало заключение о непригодности танков к войсковой эксплуатации и в начале 1935 г. все работы по ним были прекращены.
Т-43-2

t43-2_2
t43-2_3
t43-2_1

Параллельно проекту Т-43 в инициативном порядке инженером Шитиковым был разработан танк Т-37Б. В 1934 г. он предложил сразу два проекта – легкого плавающего колесно-гусеничного танка (здесь явно имело место влияние “сорок третьего”) и танкетки-транспортера. Руководство завода, занятое насущными проблемами, “зарубило” проект, однако Шитиков совершенно не собирался сдаваться. В письме на имя К.Е.Ворошилова он написал, что его новый танк имеет неоспоримое превосходство над официальными проектами (имелся в виду Т-38), обладая меньшей массой, большей скоростью и полным отсутствием алюминиевого литья. Нарком дал "добро" на постройку прототипа. Первый прототип легкого плавающего танка, по документам проходившего как Т-37Б, был построен весной 1935 г. На испытаниях практически сразу выяснилось, что круговое вращение башни невозможно. В добавок, Т-37Б постоянно преследовали поломки моторно-трансмиссионного отделения, спадание гусеничных цепей, плохая маневренность на воде и её затекание внутрь танка. Единственным преимуществом была низкая масса танка, составившая всего 2700 кг.
Таким образом, по сумме показателей, Т-37Б оказался хуже серийного Т-37А и от его дальнейшей доработки отказались.
t37b_exp2
t37b_1
t37b_2

Правда Шитиков все таки сделал последнюю попытку "пропихнуть" свою машину в РККА, но уже как бронетранспортер. В конструкции котрого использовалось шасси от Т-37Б и бронекорпус новой формы. Экипаж транспортера состоял из 2-х человек. В лобовом листе корпуса мог быть установлен 7,62-мм пулемет ДТ. По бронированию транспортер соответствовал Т-37Б. Несмотря на обещанные улучшенные показатели и эта машина Шитикова осталась невостребованной и в скором времени её разобрали на металл.
t37b_transporter_1




Tags: СССР, вундервафель, история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments