http://andrewbek-1974.livejournal.com/181009.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/182513.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/183979.html
Оригинал взят у
Начнем с конкурента Т-26. Танка отечественной разработки известного под индексом Т-19. Этот танк известен тем, что над ним трудились известные в последующем советские конструкторы.
Современный чертеж танка Т-19

Разработка этой машины была поручена конструкторскому бюро орудийно-арсенального треста (КБ ОАТ), которому поставили срок сдачи проекта к 15 января 1930 г. Руководителем и ответственным за исполнение технического задания назначили конструктора С.А.Гинзбурга. Вместе с ним над проектом работали А. Микулин и В. Симский (силовая установка и ходовая часть), а также Д. Майдель (общая компоновка и башня) и П. Сячинтов (вооружение). Согласно техническому заданию вооружение Т-19 состояло из одной 40-мм пушки и двух 7,62-мм пулеметов ДТ, но поскольку орудие указанного калибра так и не было создано, его пришлось заменить на 37-мм полуавтоматическую пушку образца 1930 г. Разработали два варианта установки вооружения в новой конической башне. Первый из них был аналогичен Т-18 (установка пушки и пулемета раздельно), а второй предусматривал монтаж пушки и пулемета в общей маске.Для наблюдения за полем боя по-прежнему использовались смотровые щели, которые были защищены пуленепробиваемыми стеклами типа “Симплекс-Триплекс”. Танк должен был преодолевать рвы шириной 2 метра, вес не более 7300 кг, скорость не менее 30 км/ч по шоссе. Бронирование танка должно было защищать машину от пуль любого калибра и снарядов 37 мм пушки на расстоянии 1000 метров. Расчеты показали, что для этого танк должен иметь толщину брони 20 мм, но тогда он получался тяжелей 7,3 тонн. Тогда впервые в отечественном танкостроении, по предложению инженера М.И.Таршинова и С.А.Гинзбурга был предложен вариант с наклонным бронированием лобовых листов корпуса и башни. Это был первый советский танк с защитой от химического оружия. Военные постоянно меняли требования к машине.
Поэтому постройка опытного образца Т-19 началась в июне 1931 года. Прототип танка в основных узлах был готов к концу августа, а окончательная сборка была завершена только осенью 1931 г. Подобная задержка была вызвана огромной сложностью конструкции Т-19, которая была сравнима разве что с ТГ (“Танк Гротте”), и "капризностью" военных, требовавших, чтобы Т-19 был "и швец, и жнец и на дудке игрец".
На испытаниях, проведенных в конце 1931 - начале 1932 гг., прототип танка сопровождения показал неудовлетворительные результаты. За счет удлинения ходовой части удалось повысить его показатели по преодолению фортификационных сооружений и естественных препятствий, но в остальном Т-19 проявил себя не лучшим образом. Прежде всего, многокатковая ходовая часть оказалась слишком сложной в обслуживании, обладала низкой надежностью, а максимальная скорость танка составила всего 27 км\ч. Коническая башня так и не была получена, поэтому опытный образец танка был оснащен башней с серийного Т-18 образца 1930 года, на которой был расширен погон. Вооружение на Т-19 вообще не устанавливалось в виду неготовности нового 37-мм орудия. Вместе с тем, масса танка доходила до 8 тонн, а после заполнения танка полным комплектом оборудования и боезапасом она могла увеличиться ещё на несколько сотен килограмм. Но главное – по стоимости Т-19 был почти в три раза дороже легкого двухбашенного танка Т-26, производство которого в 1931 году наладили в Ленинграде. В такой ситуации работы над отечественным проектом решили свернуть в пользу более перспективного “англичанина”, хотя уже были построены два прототипа и элементы корпуса из литых деталей. Тем не менее, конструкторская бригада Гинзбурга не сдавалась.
Ещё 26 января 1931 года был утвержден проект модифицированного танка, известного как Т-19 “улучшенный”. Корпус, коническая башня и состав вооружения претерпели минимальные изменения, но ходовую часть полностью перепроектировали. Вместо сложного шасси “японского типа” танк получил “британскую” подвеску и опорные катки (как у Т-26). В результате полученного симбиоза получилась более дешевая боевая машина с чуть лучшим бронированием. В своем докладе Гинзбург отмечал, что модернизированный Т-19 будет обладать лучшими ТТХ, но уже в феврале 1931 года вышло постановление о принятии на вооружение Т-26 и БТ-2, которые могли с успехом выполнять те же задачи, что и Т-19. Так, проект был окончательно закрыт, а опытные образцы в скором времени разделали на металл.
Танк Т-19 на испытаниях



Несмотря на провал первой попытки поставить танк Т-26 на колесно гусеничный ход (это танк КТ-26) попыток модернизации с целью улучшить Т-26 не бросали. Одной из машин, которые родились в результате этих работ стал танк Т-46.
Его проект был выполнен под руководством С. Гинзбурга. Ведущим конструктором танка стал В. Симский.
От своих предшественников танк отличался в первую голову двигателем. Конструкция танка предполагала установку в его моторно-силовом отделении либо дизель-мотора ДТ-4, либо бензинового МТ-4 мощностью 200 л.с. (180-210 л.с.) Проектирование этих двигателей велось на заводе им. Ворошилова. Они были одинаковы по габаритным размерам и креплению, поскольку предполагалась их взаимозамена.
Ожидалось, что покуда работы над дизелем продлятся несколько лет, конструкцию танка можно будет отрабатывать на бензомоторе, в создании которых у двигателистов был большой опыт.
Танк Т-46 на испытаниях



По компоновке танк Т-46 напоминал Т-26 с двигателем в корме и ведущими колесами переднего расположения. Но форма корпуса танка подверглась некоторым изменениям. Он был крупнее и нес более просторную башню, в которую можно было без изменений установить танковую пушку либо калибра 45-мм (танковая пушка 20К обр. 1932/34 гг.), либо 76-мм (танковая пушка ПС-3 обр. 1933 г.).
Опытный образец танка был построен в 1935 г., но оказался сильно перетяжелен. Его вес почти наполовину превысил положенные 10 т, и потому КПП и бортредуктора, спроектированные для него, уже не справлялись с возросшими нагрузками.Было принято решение по доработке танка, боевой вес которого разрешили поднять до 14-15 т. Продолжала работы над Т-46 (проекты №№ 46-1, 46-2, 46-3) конструкторская группа нового КБ Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова (бывшего ОКМО) под руководством О. Иванова, так как С. Гинзбург был отстранен приказом замнаркома вооружений М. Тухачевского.
При рассмотрении проектов Т-46 для постройки эталона был выбран проект № 46-3, который под индексом Т-46-1, постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., был принят на вооружение РККА. Эталон же танка был готов в ноябре 1936 г. Он прошел цикл дополнительных испытаний, и с декабря 1936 г. началось его серийное производство на заводе № 174 им. Ворошилова.
Этот вариант, по сравнению с прототипом Т-46, потяжелел еще больше. Его боевой вес составлял уже 17,5 т, что произошло во многом потому, что танк получил новый двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с., а также усиленную броню (толщина вертикальных листов брони теперь составляла 15 мм, а не 10-14, как прежде), вооружение дополнялось огнеметом пневматического типа с баком огне-смеси, танк получил усиленную трансмиссию. Танк весил 17,5 тонн, экипаж 4 человека, вооружение 45-мм пушка 20К, три 7,62- мм пулемета ДТ, огнемет КС-45, бронирование лоб корпуса - 22 мм, башня - 15-20 мм, борт - 15 мм, корма - 8 мм, днище - 8 мм.
"Серийный" танк Т-46-1

Всего в ноябре – декабре 1936 г. заводом им. Ворошилова было изготовлено 4 серийных танка Т-46-1, которые поступили на войсковые испытания.Танки эксплуатировались в войсках больше года и показали себя очень хорошо. Их проходимость на колесном ходу была выше, чем у БТ, подвижность как на гусеницах, так и на колесах была сравнима с ПТ-1. Танки были легче в управлении, потребляли бензин 2-го сорта. Но…
После всесторонних испытаний серийных танков Т-46-1 начальник УММ с горечью констатировал, что «в результате доработки дешевого Т-26 к требованиям улучшения его подвижности, мы получили танк, догнавший по цене средний трехбашенный Т-28». С этим смириться, конечно, никто не мог. Выпуск танка Т-46-1 и все работы по нему в начале 1937 г. были прекращены.
В октябре 1941 года, когда немецкие воска вышли на ближние подступы к Москве, со складов и полигонов начали “вытаскивать” всю боеспособную технику. По всей видимости, к этому времени ни один из Т-46 не был в состоянии “на ходу” (скорее всего это был тот самый музейный экспонат), поэтому из них решили сделать бронированные огневые точки (БОТ). Имевшиеся Т-46 без ходовой части закопали по башню в землю, сохранив им весь комплект вооружения, но без огнемета. Один из таких БОТ был обнаружен несколько лет назад и тем демонстрируется в музее Великой Отечественной.


Как минимум два бронекорпуса Т-46 использовались под Ленинградом, один из них на рубежах КарУРа, а другой ( захвачен немцами южнее Ленинграда.

Еще один корпус был найден в 2006 году и передан музею БТиВ в подмосковной Кубинке.
В то время, как полным ходом велись работы над легким танком Т-46, который прочили в приемники устаревающего Т-26, в начале 1936 года известный советский конструктор С.А.Гинзбург выступил с инициативой создания более мощной боевой машины такого типа. В направленном им на имя начальника АБТУ донесении указывалось, что танки Т-26 и БТ-7, прототипы которых были созданы в конце 1920-х гг., уже не отвечают требованиям современной войны. Особо подчеркивалось, что в плане бронирования эти машины не способны выдержать обстрел даже мелкокалиберной артиллерии, в виду их крайне слабой защищенности. Более того, аналогичные танки зарубежных образцов имеют литые, либо сварные корпуса с наклонной броней и противоснарядным бронированием, что даёт им преимущества в бою. Гинзбург считал, что РККА нет необходимости иметь на вооружении два практически одинаковых танка, а создание танка Т-46 с противопульной броней является “полумерой”.
В начале 1937 года Гинзбург разработал проект танка Т-111 (“Объект 111”). Он также часто именуются как Т-46-5, хотя конструктивно эти машины отличались очень сильно и объединяло их только назначение. Едва появившись, проект был отложен на год, поскольку главный конструктор находился под следствием и не мог заниматься работой. Лишь зимой 1938 года, с приходом на должность начальника УММ РККА Д.Павлова, возобновляется дальнейшая разработка Т-111, правда требования к защищенности значительно изменяются – теперь танк должен был имел 60-мм броню. Опытный образец Т-111 был готов в апреле 1938 года.
Корпус Т-111 изготовлялся из листов катаной брони толщиной от 20 (крыша и днище) до 60 мм (лобовая часть). Слева в передней части корпуса размещался механик-водитель, справа находилась радиостанция.
За ними располагались места командира танка и заряжающего. В кормовой части был установлен дизельный двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с. Башня танка конической формы имела броню 50-60 мм. В её лобовом листе устанавливалась общая макса для 45-мм пушки 20К и спаренного с ней пулемета ДТ. Ещё один такой же пулемет находился в кормовой части башни.



На испытаниях, проведенных весной-летом 1938 года, опытный образец Т-111 оставил двоякое впечатление. Было выяснено, что корпус и башня танка способны выдержать обстрел из 37-мм и 45-мм противотанковых орудий, а также из 76,2-мм полковой пушки образца 1927 г. По крайней мере, не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития брони или поражения жизненно важных агрегатов.
На ходовых испытаниях на полигоне НИБТ, где Т-111 предстояло поразить три неподвижные и одну подвижную цель, экипаж новой машины показал на 9 секунд лучшее время, чем Т-26-1 (будущий Т-26 образца 1939 года) и на 5 секунд лучше, чем БТ-7. При этом по проходимости Т-111 мало отличался от своих “конкурентов”.
Хуже дела обстояли с моторно-трансмиссионной группой. На предварительном этапе проектирования уже было ясно, что с имеющимся бронированием в запланированные 18 тонн уложиться будет невозможно, а после усиления брони боевой вес танка составил более 32 тонн. Для столь тяжелой машины мощности дизеля МТ-5 явно не хватало, что сразу сказалось на ходовых качествах танка. Помимо этого, трансмиссия была изначально рассчитана на гораздо меньший вес.
Устранить эти недостатки так и не удалось. Более мощный двигатель ДТМ-8 (400 л.с.) завод-изготовитель №185 довести не смог, а на радикальную переработку трансмиссии времени не оставалось. Вместе с тем, в начале 1939 году начальник АБТУ распорядился построить установочную серию Т-111 для войсковых испытаний. Заказ передали всё тому же заводу №185, однако к тому времени процесс изготовления корпуса танка посчитали низкотехнологичным, а вооружение – слишком слабым. В конечном итоге от дальнейшей постройки Т-111 отказались в пользу более совершенных проектов, одним из которых был Т-126(СП), а единственный образец был отправлен в музей БТТ в Кубинке.



Дальнейшая судьба Т-111 остаётся неясной, но согласно отчету сделанному в апреле 1941 года этот танк все ещё находился в экспозиции музея.
В конце концов наступил момент, когда стало понятно, что самый массовый танк РККА Т-26 устарел. С 1936 года ведутся судоржные работы по его модернизации одним из решений по переделке Т-26 в более современный танк был легкий танк Т-25 \ СТЗ-24. В 1937 году КБ Сталинградского Тракторного Завода на рассмотрение АБТУ был подан проект модифицированного Т-26 с усиленным бронированием на колесно-гусеничном ходу, но с сохранением силовой установки и коробки передач от серийного танка. По заводскому реестру эта разработка проходила под обозначением СТЗ-24. Военная комиссия рассмотрела проект, подвергнув его разгромной критике, однако спустя год к “сталинградскому варианту” пришлось вернуться.
Танк Т-25 на испытаниях 1939 год.



Выпущенный в начале 1939 года прототип танка СТЗ-24, которому был присвоен войсковой индекс Т-25, сохранил множество черт серийной машины. От Т-26 образца 1938 года заимствовалась кормовая часть корпуса, коническая башня, двигатель типа Т-26 мощностью 97 л.с., 6-скоростная КПП и ряд элементов трансмиссии. Однако носовая часть корпуса и подбашенная коробка были сильно изменены. Танк получил верхний броневой лист толщиной 16 мм установленный под большим углом наклона и нижний лист толщиной 24 мм. Подбашенная коробка имела чуть меньшую высоту и собиралась из листов 20 мм брони. Таким образом, по бронезащите Т-25 превосходил серийный Т-26, хотя в первоначальном проекте предусматривалось лобовое бронирование до 30 мм.
Впрочем, главным отличием Т-25 была его ходовая часть, за счет которой сталинградцы хотели получить существенное улучшение ходовых данных. Она состояла из 4-х обрезиненных опорных катков на борт с одним поддерживающим роликом и ведущим колесом переднего расположения. Свечная балансирная подвеска танка, выполненная по явной аналогии с БТ, была вынесена наружу бронекорпуса. Такой приём оказался ошибочным, но узнали об этом только во время испытаний.На полигон НИБТ прототип Т-25 поступил в сентябре 1939 года.
Танк Т-25 испытывают на проходимость. 1939 год

Поскольку при его создании использовался все тот же двигатель от Т-26, динамические качества потяжелевшей машины оказались намного хуже. Танк ломался, застревал, быд медленным и в итоге у него загорелся мотор. В общем на вооружение его не приняли, а то опытный танк Т-25 был разобран на метал до начала войны.