andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Category:

Советские танки тридцатых годов. Методом проб и ошибок. Часть 3.1.

Начало тут
http://andrewbek-1974.livejournal.com/181009.html
http://andrewbek-1974.livejournal.com/182513.html


Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Советские танки тридцатых годов. Методом проб и ошибок. Часть 3.1.
Надо сказать, что советское танкостроение 30-х годов двадцатого века не минула чаша "вивисекторства". Отечественных конструкторов "мотало" из стороны в сторону, так же как и их зарубежных коллег. Существовали проекты безумных "монстров" с которыми промышленность СССР на том уровне технологий заведомо справиться не могла, или проекты "универсальных" машин, которые и ездили и плавали и летали, но все это делали хреново, или еще какие изыски конструкторской мысли, вызывавшие у заказчика (военных) легкий шок и немотивированную агрессию. Вот таким вот "хитрым" машинам и будет посвящен этот обзор в двух частях.

В 1931 году под влиянием танка Гроте было спроектировано несколько танков под руководством конструктора Асафова. Уже в апреле 1931 г. ими был предложен проект маневренного (среднего) танка под индексом Т-1001, или ТА-1 (некоторые расшифровывают его как «танк Асафова»). Танк должен был позаимствовать вооружение от ТГ (76-мм пушка А-19, 37-мм пушка ПС-2, 5 пулеметов). Но ходовая часть и трансмиссия должны были стать проще и надежнее.
Конструкторами была выбрана индивидуальная пружинная подвеска Кристи на пяти парах катков, а также гусеница гребневого зацепления по типу Кристи. В качестве силового агрегата первоначально думали применить мотор «Либерти», но поскольку авиапромышленность осваивала лицензионный выпуск BMW-IV, проект был скорректирован под него.
Внешне танк напоминал машину Гроте, и его вооружение также располагалось в три яруса, но в виду того, что боекомплект в башнях был размещен вдоль стенок стоймя, а индивидуальная пружинная подвеска имела большой ход опорных катков, установить два бортовых пулемета не представлялось возможным. Поэтому зачетная версия Т-1001 имела лишь три пулемета (курсовой и кормовые башенные).
Куполообразные (полусферические) башни танка, защищенные броней 13 (малая) и 20 мм (большая), предлагалось изготавливать штамповкой и сваркой. Командир и механик-водитель имели стробоскопические приборы наблюдения.
Боевой вес танка должен был составить 18-18,5 т и иметь максимальную скорость движения по шоссе не менее 50 км/ч. Однако завершение проектных работ совпало с первой фазой увлечения колесно-гусеничным движителем, и потому уже на стадии доработки проекта его пришлось радикально перерабатывать под колесно-гусеничный ход.

Чертеж танка ТА-1
ta-1
Таким образом, проектирование Т-1001 (ТА-1) плавно перетекло в Т-1002 (ТА-2). Эта боевая машина в целом сохраняла все особенности предшественницы, но дополнялась бортовыми пулеметами для обеспечения «зачистки окопов», тремя парами обрезиненных катков большого диаметра (для движения на колесах) и поднимаемой парой опорных катков на свече для обеспечения маневренности на колесном ходу. Привод при движении на колесах осуществлялся на заднюю пару (применительно к одному борту) гитарой от бортовых передач. Приводы управления в этом танке из-за крайне плотной компоновки МТО пришлось делать пневматическими, как и на ТГ, что не лучшим образом сказалось на сложности конструкции и цене танка в целом.
Расчеты показывали, что подвижность танка, масса которого выросла до 27 т, ожидалась неплохой – до 80 км/ч на колесах и до 50 км/ч на гусеницах, однако запас хода не вполне удовлетворял военных. Да и в расчетах были обнаружены ошибки.

Чертеж танка ТА-2
ta-2
Все это побудило конструкторов начать проектирование третьего танка – Т-3, который относился уже к «позиционным», так как имел массу свыше 32 т.
Он сохранил колесно-гусеничный ход, но вытянулся в длину свыше 8 метров. Конечно, это давало ему определенные преимущества при преодолении рвов, но и только.
В конструкции Т-3 проектировщики ушли от трехъярусной установки вооружения, и две пушки разместились в лобовой части башни, но с независимой наводкой. Вместо пулеметов «максим» в танке повсеместно ожидалось применение пулеметов ДТ, бронирование составляло 20-40 мм.
Танк Т-3 должен был иметь герметичный корпус, и потому для него планировалось установить комплекс «противогазной защиты» от отравляющих веществ конструкции Института химобороны с приточной вентиляцией через поглотительный фильтр.
Кроме того, на танк планировалось поставить радиостанцию дальнего действия с тем, чтобы на остановках можно было связываться с корреспондентом, удаленным на 30-50 км. Ожидалось, что этот танк разовьет скорость на гусеницах до 45 км/ч, а на колесах – до 70 км/ч.
Проект Т-3 рассматривался в начале 1932 г. в качестве возможного кандидата на серийное производство, но по целому ряду критериев победил пятибашенный Т-35.
Чертеж танка Т-3
ta-3

В то время, когда на заводе "Большевик" уже шло освоение в серийном производстве британского танка Vickers Mk.E (называвшегося в СССР В-26). Группой инженеров ВАММ была предложена "гибридная" версия этой машины. Идея была проста - скрестить советский танк Т-19 и "Виккерс шеститонный". Наибольшим доработкам подвергся корпус, который для обоих варианта был практически сделан заново. Танк первого проекта (ТММ-1) оснащался 6-цилиндровым американским двигателем Hercules мощностью 95 л.с. Место механика-водителя на нем перенесли на левую сторону. Справа от него вначале планировали установить 37-мм пушку, которую должен был обслуживать четвертый член экипажа, но затем остановились на обычном курсовом пулемете ДТ. Толщина брони лобовой части корпуса и башни довели до 15-20 мм. Башни и основное вооружение (два 7,62-мм пулемета с водяным охлаждением) и трансмиссия были полностью заимствованы от В-26.
Танк ТММ-1
tmm1_2
tmm1_5
tmm1_1

Второй опытный образец (ТММ-2), помимо выше перечисленных доработок, оснащался улучшенной КПП и механизмом поворота без бортовых фрикционов. На нем также предполагалась установка курсового пулемета, однако прототип его так и не получил. Танк ТММ-2 внешне отличался от ТММ-1 только немного измененным корпусом, где была удалена выдвинутая далеко вперед рубка механика-водителя. После проведенных доработок высота танка уменьшилась до 1990 мм, а длина - до 4270 мм.
Пока шло проектирование и сборка танков в техническом управлении УММ РККА верх взяла точка зрения о большей целесообразности производить лицензионный вариант “виккерса”, чем разрабатывать “гибридные” проекты.В добавок к этому, представители завода “Большевик” и ХПЗ откровенно негативно высказались против отечественных разработок, мотивируя это тем, что в производстве танки типа ТММ и Т-19, а также двигатели к нем, будут сложнее В-26.
Как оказалось, проходившие испытания в начале 1932 г. танки ТММ-1 и ТММ-2 не смогли показать каких-либо преимуществ перед “виккерсом”. Даже наоборот, американский мотор сильно перегревался, а маневренность утяжеленных танков стала заметно хуже. Единственным плюсом была только усиленная бронезащита, но и она не спасала от огня артиллерии любого калибра. В связи с этим, в сентябре 1932 г., УММ РККА и представители Мобилизационного Управления отказались от дальнейших работ по танкам ТММ.
Танк ТММ-2
tmm2_2
tmm2_1

В 1930 году было выдано задание на проектирование тяжелого танка прорыва. За реализацию этого проекта взялся уже известный нам инженер Гротте. Проект был готов в 1932 году и получил индекс Т-42. По компоновке это был аналог Т-35. Те же 5 башен то же вооружение в них. Но танк был более дорогим, и тяжелым. Конкурс выиграл Т-35
t42_c1

Тот же неугомонный Дыренков в 1932 году предложил вооружить легкий танк БТ-2 76,2 мм орудием. Машина получила индекс Д-38. Танк вооружался орудием ПС-3 в башне оригинальной конструкции. Стрельбы начались 25 марта 1932 г. Всего был сделан 41 выстрел, при закрепленной в определенном направлении башне, и 9 выстрелов при незакрепленной башне. Сама установка орудия крупного калибра на танк БТ была признана возможной, но из-за конструктивных особенностей танк Д-38 на вооружение принят не был. Компоновка танка оказалась все же тесной, а увеличить пространство боевого отделения без существенного увеличения размеров башни не представлялась возможным.
d38_2
d38_1

С начала тридцатых в СССР бурно развивался совершенно новый вид войск - воздушно-десантные. Для вооружения ВДВ требовалась и какая-то тяжелая техника. Идеи Дж. У. Кристи упали на благодатную почву и в 1932 году в КБ Рафаэлянца началась проработка авиадесантного танка. За основу сначала взяли серийный БТ-2, однако выяснилось что серийная машина в авиадесантники "не хочет". Пришлось кардинально перерабатывать проект. Корпус танка приобрел характерную "ступеньку" в носовой части, а толщина бронирования теперь составляла от 4 до 8 мм. Башня сохранила практически прежнюю форму, однако состав вооружения уменьшили до одной 20-мм пушки или одного 7,62-мм пулемета ДТ. В ходовой части количество опорных катков уменьшили до шести. Также предполагалось использование специальных легких сплавов. Таким образом, вместе с "полётными приспособлениями" масса танка не должна была превысить 5500 кг. На самом же деле, уже на предварительном этапе проектирования масса составила 5176 кг и в дальнейшем снижаться не собиралась несмотря на все усилия разработчиков.Окончательное решение было вынесено 31 мая 1933 года, после того, как вопрос с "летающими танками" был рассмотрен К.Е.Ворошиловым. Отмечая теоретическую возможность реализации данных проектов была отмечена большая предполагаемая длительность работ по доведению подобных конструкций до боеспособного состояния. Кроме того, более выгодной была оценена подвеска танка под тяжелый бомбардировщик. На основании этих выводов летом 1933 года все работы по авиадесантным танкам свернули.
rafael_flight_s1
rafael_flight_2
rafael_flight_1

В 1933 году инженер К.К,Сиркен спроектировал весьма оригинальный танк прорыва. Ходовая часть была подобна Т-26, В лобовом листе корпуса устанавливалось 107-мм пушка с углами горизонтального наведения 20°. На крыше надстройки, в средней части, находилась башня с круговым сектором обстрела, которая оснащалась двумя 45-мм пушками 20К, несколькими пулеметами и командирским куполом. На корме корпуса устанавливалась вторая башня с 76,2-мм пушкой, которая имела угол горизонтального наведения порядка 220°. Толщина бронирования корпуса варьиировалась в пределах 20-80 мм, в то время как башня имела круговое 80-мм бронирование. Предполагалось, что на танке будет установлен бензиновый двигатель мощностью 1500 л.с., что позволило бы ему передвигаться с максимальной скоростью до 30 км\ч. Вес танка 85 тонн. Вояки от этого чуда открестились сразу, уж больно был танк сложен, да и сам проект был не проработан на должном уровне. Но чертеж этой хрени уцелел.
sirken_s1
В том же 1933 году существовал малоизвестный ныне проект танка-истребителя ИТ-3 спроектированного ЭКУ ОГПУ, то есть попросту "шарашкой". По сути за основу был взят опытный танк ПТ-1. От последнего была заимствована ходовая часть, правда корпус пришлось проектировать заново, в лобой лист корпуса монтировалась спарка пулеметов ДК (калибр 12,7 мм) и ШКАС (калибр 7,62 мм). В башне полусферической формы устанавливалась 76,2 мм пушка обр.1927 г. и пулемет ШКАС. Толщина бронирования танка 6,10, 15 и 20 мм. Колесно-гусеничный ИТ-3 остался в бумажной стадии проектирования.
it3_s1

В 1932 году была предпринята попытка модернизации танка Т-26 путем перевода его на колесно-гусеничный ход. Эта машина получила индекс КТ-26. Сначала проектированием танка занимался небезизвестный товарищ Дыренков, а потом группа слушателей академии ВАММ. Ни тем ни другим не удалось "скрестить" корпус серийного Т-26 и колесно-гусеничную ходовую часть. Танк вышел очень дорогим, тяжелым (по предварительным оценкам масса КТ-26 приближалась к 10 тоннам), малоподвижным (так как по самым приблизительным оценкам скорость бы не превысила 40 км\ч.), да и кроме того, были обнаружены множественные ошибки в прочностном расчете КПП и трансмиссии колесного хода.
pic_205

Также в эти года в СССР проектировались различного рода САУ. Ни один проект не вышел из "бумажной" стадии. Поэтому просто перечислим их:
1932 год: 76-мм самоходная артиллерийская установка “Путиловец”
put_2

1933 год: САУ береговой обороны А.А.Толочкова с орудием калибра 152 мм
su_t_s1
su_t_s2

1933 год: 76-мм зенитная самоходная артиллерийская установка СУ-8 Надо сказать, что к этому проекту вернулись в 1939 году, подразумевая вооружение этой САУ уже не зениткой а орудиями калибра либо 152 мм либо 203 мм. Но и это реализовано так и не было.
su8_s2
su8_s1

Хотя тема авиадесантных танков была закрыта в 1933 году. Возможность постройки летно-броне-гусеничного мутанта еще долго будоражила умы советских конструкторов и в 1937 году инженер С.Смалько, спроектировал авиадесантный танк ЛТ1, известный еще под названием МАС-1. Эта машина по праву занимает почетное место среди шизофренических проектов бронированных уродцев. Проект поступил на рассмотрение в АБТУ в том же году и получил закономерный отказ. Эта помесь ежа с ужом уже тогда никого не заинтересовала. Но фотографии деревянного макета сохранились, можете сами оценить конструкторские решения товарища Смалько: ТТХ танка-самолета ЛТ1/МАС-1. Бронирование 10,7,4, 3 мм, вооружение в башне спаренная установка их двух 12,7-мм пулеметов ДК, в корпусе 7,62-мм пулемет ШКАС с возможностью стрельбы через винт, размах крыльев этой летающей каракатицы был 18,4 метра, а площадь крыла чуть больше 30 квадратных метров.
lt1_1
lt1_2
lt1_4
lt1_3



В 1937 году КБ завода №84 ГУАП выдвинуло проект "Земноводный летающий танк", это была боевая машина на воздушной подушке. За основу был взят катер Л-1 с данным типом движителя. В общем и целом заказчик охренел, когда увидел этот агрегат. Замечаний было столько, что дальше макетной стадии работы не пошли.
zlt_1

В ноябре - декабре 1937 года КБ завода №183 представило на суд военных проект 50-тонного тяжелого танка прорыва Т-51 в двух вариантах. Танк военных не удовлетворил и проект не был реализован.
t51_s1
t51_s2

В 1938 году КБ завода №185 и СКБ-2 ЛКЗ разработали проект колесно-гусеничного танка объект 115, являвшийся вариацией на тему трехбашенного Т-28. Проект не реализовывался из-за отмены работ по многобашенным танкам.
obj115_s1
obj115_s3

В том же 1938году, известным конструктором Ж.Я. Котиным был спроектирован легкий разведывательный танк объект 116 в рамках проекта “Замок”, где за основу был взят шведский колесно-гусеничный танк Landsverk L-30. Из-за постоянной смены ТТТ заказчиком проект так и не вышел из эскизной стадии.
t116

Tags: СССР, вундервафель, история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments