andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Category:

Советские танки тридцатых годов. Методом проб и ошибок. Часть 1.

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Советские танки тридцатых годов. Методом проб и ошибок. Часть 1.
Т-34 да не тот.
В истории советского танкостроения две машины носили индекс Т-34. И если вторая из них известна всем, то с первой широкая публика практически не знакома.
Основным танком РККА в начале тридцатых годов был танк сопровождения пехоты Т-26. Но освоение его производства советской промышленностью шло трудно. Поэтому в конце 1931 г были выдвинуты тактико-технические требования к более дешевому и простому по конструкции танку "второго эшелона". Или так называемому "мобилизационному танку". Его производство должно было вестись на непрофильных предприятиях, таких как автозаводы АМО-ЗИС и ЯАЗ и чтобы выпуск этого танка мог покрыть недостачу Т-26 в РККА, которая ощущалась наиболее ярко.
Танк должен был весить не более 4 тонн, бронезащита аналогична Т-26, силовой агрегат предусматривал установку автомобильного двигателя АМО-ЗИС мощностью 63 л.с. (в ходе проектирования сменен на двигатель мощностью 70 л.с.), а также КПП и системы питания серийного грузового автомобиля. По подвижности танк не должен был уступать Т-26 при движении вне дорог, а по дорогам предусматривалась его переброска в кузове 5-тонного грузового автомобиля.
Эскизный проект был выполнен ОКМО завода им. Ворошилова, и в марте 1932 г. проект был передан на недавно организованный опытный завод Спецмаштреста. Там проект был доработан под общим руководством С. Гинзбурга при участии конструкторов Г. Михайлова и С. Кузина.
Опытный образец танка, получившего индекс Т-34, был изготовлен в конце 1932 г. Он в целом удовлетворял требованиям ТТТ, однако масса его составила 4,7 т. Бронекорпус танка был собран на заклепках из бронелистов толщиной 4, 6 и 10 мм. Двигатель с системой охлаждения заимствован от автомобиля ЗИС-5, а трансмиссия – от танка Т-33. Бортовые редукторы были вынесены за пределы бронекорпуса. Танк оборудовался одной башней кругового вращения, конструктивно подобной устанавливаемым на плавающие танки Т-37. Предполагалось вооружить танк Т-34 7,62-мм пулеметом ДУ или ДТ.
"Мобилизационный" танк Т-34 с пулеметной башней на испытаниях. 1933 год.

129
132

Подвеска машины – блокированная, пружинная. Состояла из двух двухкатковых тележек по каждому борту. В качестве упругого элемента использовались наклонно расположенные спиральные цилиндрические пружины. Опорные и поддерживающие катки были обрезинены.
Всего для проведения испытаний было изготовлено два танка. Между собой они отличались тем, что на первом танке в башне левее пулемета был смонтирован стробоскопический прибор наблюдения, на втором же в этом месте находилась фара боевого света (для ведения огня ночью и в сумерки), в бою закрываемая заслонкой.
На испытаниях в 1933 г. танк показал очень хорошие результаты. Его тактическая подвижность была даже выше, чем у Т-26, проходимость также великолепной, правда, запас хода вместо 200 км составил лишь 180, но главное – танк имел освоенные автомобильные агрегаты, что делало его производство привлекательным, особенно в военное время.
Лишь одно было записано в число его несомненных недостатков – слабое вооружение, поэтому летом 1933 г. рассматривался вопрос возможного усиления вооружения Т-34. Предложений было несколько – от установки скорострельного пулемета ШКАС до разработки специальной пушечной башни.
Наиболее удачным были сочтены предложения П. Сячинтова, Б. Шпитального и Е. Фрайбурга. Суть их заключалась в том, чтобы перевооружить существующую башню 20-мм пушкой, разработанной Б. Шпитальным для самолета (П. Сячинтов, Б. Шпитальный) или 20-мм зенитной пушкой «Рейнметалл» (Е. Фрайбург). По мнению авторов, 20-мм автомат наиболее удачно мог сочетать возможность ведения огня как по живой силе, так и по бронированным целям.
Но казенная часть зенитной пушки была чрезмерно велика не только для установки в существующей башне, но даже и во вдвое большей. Кроме того, наличие у зенитной пушки дульного тормоза демаскировало танк, а ее питание из обойм резко снижало боевую скорострельность системы или требовало специально выделенного заряжающего для обеспечения ведения непрерывного огня. Недостатком системы была признана также сравнительно большая длина выстрела.
"Мобилизационный" танк Т-34 с макетом пушечного вооружения. 1933 год.

11172_59378becfb64eab7d335b92a24dbbfbf

В то же время 20-мм танковая пушка Б. Шпитального, переработанная из авиационного пулемета, имела небольшую длину патрона и ленточное питание. Она, конечно, тоже не помещалась в существующей башне, но размер ее казенника был много меньше, чем у «рейнметалла».
Поэтому полученный макет 20-мм автоматической пушки был установлен в существующей башне, в которой по месту было прорезано окно в лобовой части, закрытое грубо сваренным коробом, для уравновешивания которого башня была дополнена кормовой нишей.
В таком виде танк прошел испытания возкой, но испытания стрельбой не состоялись, поскольку Б. Шпитальный так и не подал в 1933 г. работающий образец своего 20-мм автомата. В 1934 г. работы по танку не вышли за пределы уточнения конструкции отдельных узлов и разработки маршрутно-технологических карт изготовления его на заводе АМО-ЗИС. К концу года работы по танку Т-34 были прекращены
полностью.

Танковый ОСНАЗ

Pt1-18
В том же 1931 году техническим отделом Экономического управления ОГПУ под руководством Н. Астрова было начато проектирование колесно-гусеничного плавающего танка ПТ-1. Эта машина известна как "танк особого назначения". Предполагалось, что ПТ-1 послужит средством качественного усиления частей оснащенных танками-амфибиями а может в итоге и заменит танки серии БТ в серийном производстве.
Основой компоновки танка была выбрана конструкция Кристи, однако изначально было понятно, что танк будет весить 13-15 тонн, поэтому привод на колесном ходу и него был запроектирован на три пары колес. Работы по ПТ-1 продвигались ударными темпами и уже в 1932 году завод «Красный Пролетарий» собрал опытный экземпляр нового плавающего танка. Причем работы по машине велись с соблюдением таких мер секретности, что большинство руководства УММ РККА узнали о них, только увидев танк на испытаниях.
Внешне танк сильно напоминал серийный БТ-5, но внешние габариты ПТ-1 были больше.
Его экипаж был увеличен относительно БТ-5 на одного человека – стрелка-радиста, который находился справа от механика-водителя и был вооружен курсовым пулеметом. В башне находились заряжающий (он же – командир танка) и командир орудия (наводчик). Танк был вооружен 45-мм пушкой 20К образца 1932 г., двумя пулеметами ДТ (курсовой пулемет и пулемет, спаренный с пушкой) и двумя пулеметами ДУ, для которых в бортах башни были предусмотрены специальные шаровые установки. Боекомплект пушки составлял 93 выстрела, к пулеметам – 3402 патрона в 54 дисках.

Чертеж внешнего вида танка ПТ-1

0_96506_e9603546_XL
Броневая защита танка в целом соответствовала таковой у танка БТ-5 и составляла 15 мм в лобовой части корпуса и 10 мм на бортах. Первоначально на танк планировалось установить двухтактный дизельный двигатель ПГЕ мощностью 400 л.с., но в срок дизель доведен не был и в танк был установлен карбюраторный двигатель М-17 мощностью 480 л.с.
Особенностью двигателя было то, что охлаждение мотора было вынесено в специальные пазухи за пределами броне-корпуса, чтобы при движении на воде радиаторы омывались бы забортной водой. Из этих же пазух вода забиралась гребными винтами через трубопроводы так, что движение на плаву осуществляло еще и принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости вокруг радиаторов. Это позволяло отключать вентиляторы при движении танка на плаву.Изготовленный танк, кроме того, имел даже не три пары ведущих колес, а все четыре, а для лучшей управляемости на гусеницах у него поворачивались передние и задние колеса (опорные катки).
Трансмиссия танка состояла из главного фрикциона, четырехступенчатой КПП, двойного дифференциала, двух бортовых карданных валов привода ко всем опорным каткам, двух коробок отбора мощности на гребные винты, тормоза двойного дифференциала и двух бортовых редукторов. Для подвода мощности к ведущим каткам на колесном ходу использовались понижающие редукторы, размещенные внутри самих катков.
Такая схема позволяла сохранять способности движения танка даже при потере одной из гусениц, так как вращение колес могло быть синхронизировано с перемоткой гусениц.
Запас топлива на танке перевозился в топливных баках, расположенных в носовой и кормовой частях корпуса. Их объем составлял 400 л, что обеспечивало запас хода на гусеницах – 180-185 км и на колесах – до 200-250 км.
На плаву танк двигался при помощи двух винтов в специальных тоннелях, что, по мнению проектировщиков, могло обеспечить подвижность танка даже в условиях водоемов, сильно заросших водорослями. Предполагалось, что управление танком будет осуществляться выключением одного из винтов или даже его реверсированием.
Подвеска танка была также в целом заимствована от БТ-Кристи и была индивидуальной свечной, но дополнялась телескопическими амортизаторами. Опорные катки и направляющие колеса имели наружные резиновые бандажи. Гусеничные траки были выполнены по типу траков танка БТ-2. На танке был установлен опытный образец радиостанции 71-ТК-1 с поручневой антенной, расположенной по периметру корпуса машины.
Испытания танка показали как его достоинства, так и ряд недостатков в конструкции.
Если подвижность и проходимость на колесном и гусеничном ходу оказались вполне удовлетворительными, то его движение на плаву оставляло желать лучшего.
Охлаждение двигателя на плаву забортной водой в целом себя не оправдало. Если в начале плава двигатель охлаждался очень интенсивно, то при длительном движении по воде он мог перегреться, так как циркуляция воды в бортовых пазухах-колодцах оказалась недостаточной.
Система управления на плаву остановкой или реверсированием одного из винтов в тоннелях также себя не оправдала, и танк получил возможность маневров на воде только с введением двух водоходных рулей жалюзийного типа с временным приводом к ним от рулевой колонки танка при помощи внешних тяг.
Невозможным оказалось и управление дифферентом путем перекачивания части топлива из кормовых баков в носовые, так как топливо расходовалось из баков неравномерно и в ходе марша дополнительные топливные дифферентные насосы выходили из строя от тряски и вибрации.
Танк ПТ-1 на испытаниях 1932 год.

pt1_3
beepboopsonНо потребность в подобной машине была настолько высока, что в постановлении СТО “О системе танкового вооружения РККА” от 13 августа 1933 года, в частности, говорилось: “С 1934 г. начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 г. полностью перейти на развернутое производство этого танка на базе и за счет производства танка БТ”.
Танк ПТ-1, проходит в составе парада по Красной площади. 1934 год.

pt1a_4
Работы по модернизации ПТ-1 продолжились и в 1934 году, когда был создан улучшенный вариант танка ПТ-1А. Корпус машины был удлинен на 560 мм, а толщина бортовой брони корпуса увеличена до 13 мм. На верхнем лобовом листе корпуса, который теперь был прямым, были размещены две небольших броневых рубки. Место водителя перенесли на правую сторону, стрелка-радиста – на левую. На танке устанавливалась новая цилиндрическая башня с немного увеличенной кормовой нишей и большим прямоугольным люком для демонтажа пушки и загрузки боекомплекта. Топливные баки общей ёмкостью 414 литров были перенесены под пол боевого отделения.
Пушечное вооружение танка осталось прежним, но число и расположение пулеметов изменилось. Теперь в башне устанавливались только два ДТ: один рядом с пушкой и второй в кормовой нише. Боекомплект танка состоял из 96 выстрелов к пушке и 4851 патрона. После доработок масса танка возросла до 15350 кг, что немного сказалось на скоростных качествах.
Постройку двух опытных образцов начали на заводе им.Кирова (№185) в Ленинграде и на московском заводе “Серп и молот”, однако к этому времени УММ РККА охладело к средним плавающим танкам. Достроить удалось только “ленинградский” ПТ-1А, который в 1934 году был предъявлен на испытания на полигон НИБТ.
Танк ПТ-1А во дворе завода №185.

0_96500_fbdfc7b_XL
Свою роль в дальнейшей судьбе ПТ-1А сыграл факт серийного выпуска танков БТ-5, которые к 1935 году строились большой серией, а место плавающих машин прочно заняли Т-37А. Последние не отличались большой надежностью, но их выпуск уже успели освоить на заводе №37. В итоге, согласно постановлению СТО от 19 июня 1935 года, было решено оставить на вооружении танк БТ-5. Оба прототипа (они проходили по документам как ПТ-1 №2423 и ПТ-2 №5109), вместе с другой старой и опытной техникой попали в музей БТТ в Кубинке, откуда их изъяли во время эвакуации осенью 1941 г. Что с ними произошло дальше - не известно.
Танк ПТ-1А на испытаниях. 1934 год

Pt1a-1
0_96502_f6256561_XL
pt1a_3







Tags: СССР, вундервафель, история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments