
Не секрет, что основным противником в императорской Японии в 30-х годах прошлого века рассматривался СССР. Собственно японские территориальные претензии к нашей стране составляли примерно 1 500 000 квадратных километров. А после организации на территории Китая, марионеточных государств под японским "протекторатом", эта цифра выросла многократно. В начале 30-х японская армия всерьез готовилась к войне против СССР, оценивая военный потенциал Страны Советов крайне низко. Для коренного пересмотра возможностей РККА потребовались кровопролитные бои у озера Хасан и унизительное поражение на Халхин-Голе. Но до этих событий еще далеко, и подданные Ямато, готовясь к предстоящей "большой" войне с СССР , в 1930 году сделали заказ на разработку специализированной машины, предназначенной для разрушения советских оборонительных позиций у границы с Манчжурией.
SS-Ki, образца 1935 года.


Как настоящие герои, японцы пошли "в обход", создав весьма мягко говоря, очень оригинальную машину. Эта фиговина по задумке армейских чинов должна была быть по русской пословице " и швецом, и жнецом и на дуде игрецом". В частности планировалось, что сей шедевр танкостроения должон был рыть траншеи, производить разминирование местности, разрушать проволочные заграждения, осуществлять дезинфекцию и рассеивать ядовитые газы, а также использоваться в качестве крана, огнеметного танка и мостоукладчика. Видимо байку про китайское животное, которое умеет летать, плавать, и бегать, но все это делает оченно хуево, самураи не знали))).
SS Hei Gata бронированный траншеекопатель

Долго ли, коротко, но в 1931 году началась разработка универсальной инженерной машины получившей индекс SS (Soukou Sagyou). За основу взяли шасси танка ТИП-98, правда его коренным образом переработали. Применительно на один борт, ходовая часть состояла из четырех двухкатковых тележек, соединенных попарно в два блока с амортизацией на листовых рессорах. Направляющие колеса находились спереди, ведущие колеса зубового зацепления – сзади. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали по два верхних ролика с каждого борта. Гусеница мелкозвенчатая, одногребневая, состояла из стальных траков.
SS Otsu Gata бронированный мостоукладчик-кран



А вот корпус взяли от более современного танка Тип 94, с характерной высокой лобовой частью и развитыми надгусеничными нишами. Правда, в конструкцию корпуса было внесено несколько изменений. Так, люк механика-водителя и шаровая установка с 7,7-мм пулеметом остались на прежних местах, но передний одностворчатый люк был заменен на двухстворчатый, а в нишах предусмотрели установку огнеметов. Соответственно, отсутствовала башня, вместо которой на крыше боевого отделения установили небольшой командирский купол со смотровым прибором. К передней части крепился двухсекционный плужный трал. На корме устанавливались лебедочные механизмы с забором мощности от двигателя и буксирные приспособления.
SS Tei Gata


Поскольку машины SS не предполагалось использовать в прямых боевых столкновениях толщину бронирования решили немного уменьшить. Теперь толщина крыши и днища составляла по 6 мм, борта корпуса – по 13 мм, лоб корпуса – 25 мм. В качестве основы для силовой установки использовался дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 145 л.с. при 1800 об\мин.
Прототип, поступивший на испытания в 1931 г., получился громоздким, неповоротливым и очень "тупым", а из всех функций наиболее эффективными оказались только чисто инженерные. Впрочем, усиленный состав вооружения, доведённый до 2-3 огнеметов и одного пулемета, был достаточно грозным. Императорская Армия, после некоторых тяжелых раздумий, подписала контракт на поставку небольшой партии машин под обозначением SS-Ki.
Первые четыре SS поступили в распоряжение 1-й смешанной танковой бригады и были отправлены в Китай. В битве под Пекином 28 июля 1937 г. эти машины использовали в качестве огнеметных танков, но в дальнейшем SS в открытых боях не участвовали, а служили только для инженерных целей. Позднее их отправили на советско-манчжурскую границу в составе инженерного полка. Поскольку применение SS признали, в целом, успешным, армия выразила заинтересованность в приобретении более крупной партии инженерных машин. За несколько лет серийного производства (до 1943 г. включительно) было выпущено 119 машин (по другим данным – только 98) в шести основных модификациях:
SS-Ki - основная модификация инженерной бронемашины;
SS Kou Gata - инженерная бронемашина с модифицированной ходовой частью: введено четыре поддерживающих катка с каждого борта;
SS Otsu Gata - бронированный мостоукладчик с модифицированной ходовой частью: введены новые направляющие и ведущие колёса, по три поддерживающих ролика с каждого борта;
SS Hei Gata - бронированный траншеекопатель с ходовой частью от Otsu Gata и навесными бронеэкранами;
SS Tei Gata - инженерная бронемашина с ходовой частью от Otsu Gata
SS Bo Gata - бронированный мостоукладчик на основе базовой модификации, последний вариант;

В декабре 1941 г. несколько десятков SS перебросили на Филиппины, где они эксплуатировались в составе 2-го танкового полка (по большей части в качестве мостоукладчиков) вплоть до конца войны. К сожалению более подробная информация об их применении отсутствует. Последние сведения об инженерных машинах SS относятся к лету 1945 г., когда 8 из них были захвачены американцами после освобождения Филиппин.
Короче, универсальная бронированная машина сочетающая в себе столь много функций, оказалась мягко говоря, не столь универсальной, как хотелось бы гордым буси. Более того, кроме собственно инженерных функций, все остальное оказалось мало применимо в боевых условиях. Зато внешний вид машин семейства SS, был просто потрясающий. Увидев этот варварский механизм воочую, можно было и обсерится от испуга.