andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Categories:

Холодное оружие в фильме "Хоббит".

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Холодное оружие в фильме "Хоббит".




Итак БИЛЬБО БЭГГИНС

Он только поначалу мирный. Но чем опаснее путь, тем выше ставки и ему тоже приходится взяться за оружие. По фильму это всего лишь кинжал, но маленькому хоббиту он вполне себе полноценный меч.


Мечей с личтовидным клинком было довольно много, но скорее всего в руках Бильбо древнегреческий меч ксифос (или «зифос», зависит от транскрипции). Правда слегка «отредактированный».

Ксифосом вооружались как афинские воины, так и спартанцы. Судя по тому времени, когда он был в ходу, 300 киноспартанцев должны были сражаться именно ксифосами:
Ксифос, датируется IV в. до н.э. Место находки — Верия, Греция



Ксифос достигал в длину 50-60 см, однако есть версия, будто спартанцы использовали еще более короткие клинки, до 30 сантиметров длиной.
Понятно, что в этом случае оружие превращалось скорее в кинжал, нежели оставалось коротким мечом, но тому были свои причины.
Поскольку главным оружием у греков, было копье, то до ксифоса дело доходило лишь во вторую очередь. К этому времени воины бились уже в такой тесноте, которая не позволяла им как следует размахнуться. Длинным клинком было просто неудобно действовать в сражавшейся толпе.

Но сама форма клинка Ксифоса гораздо древнее. Ей по крайней мере 3-3,5 тысячи лет.
Мечи бронзового века и места их находок археологами (рис. Э.Окшотта). Ранний бронзовый век: а — Крит; b — Ирландия; с — Дания. Середина бронзового века: d — Англия; e — Италия; f — Микены. Поздний бронзовый век: g — Великобритания; h — Дания; i — Австрия (Гальштатт)





ГЭНДАЛЬФ СЕРЫЙ, он же в последствии Белый, он же Олорин.
В фильме старый маг сражается мечом, который восходит к оружию позднего Средневековья. За неимением внятного постера к «Хоббиту», взят кадр из «Властелина колец». Поскольку реквизит использовали тот же самый, не беда.


Теперь про сам меч Гэндальфа. "Гламдринг" («Молотящий врагов»)


Как и меч Бильбо, его клинок имеет форму лаврового листа, однако это не так сильно бросается в глаза. И все же, по своей сути, меч Гэндальфа — полутораручный меч Позднего Средневековья. Полутораручный — потому что вторая рука помогала наносить удары и ставить блоки.
Вот как, примерно, это выглядело в реальности:



В популярной литературе любят называть этот меч «бастард». Звучит красиво, но переводится как «ублюдок» или, если рядом дамы, «незаконнорожденный». В длину меч Гэндальфа достигает 121 см., причем на клинок приходится 91 см.

Вот подобный меч. Германия 1510 год.






ТОРИН ДУБОЩИТ
Теперь меч Торина «Оркрист», то есть «Сокрушитель орков».


Меч явно был вдохновлен двумя образцами. Первый — опять же из античности.

На рисунке ниже воин сжимает копис — это собрат ксифоса, еще один вариант древнегреческого меча. Название его, в переводе на русский, значит «рубить, отсекать». Другое название кописа (более современное и на латыни) — фальката.

Греческий воин. Неапольский музей. V в. до н. э


Но меч Торина — не калька с античного кописа. Копис часто снабжали с изогнутым обухом, тогда как на мече Торина обух прямой, хоть чертеж с его помощью рисуй. И тут пора вспомнить средневековый европейский фальшион, меч с расширяющимся клинком. По кинематике рубящего удара , эдакий гибрид меча и боевого топора.

Один из самых известных экземпляров этого оружия - ФАЛЬШИОН Коуниерза. Датировка примерно 1230-1270 год. Длина фальшиона — 890 мм, при длине клинка — 734 мм, вес — 1300 грамм.


Про фальшионы подробнее тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/64639.html






Что это у БИФУРА на поясе? Это Скрамасакс.


Этого гнома зовут Бифур, и на лбу у него не кудряшка, а застрявший в прочном черепе боевой топор. Но лоб гнома, даже с топором, нас интересует гораздо меньше, чем боевой нож у него на поясе. Происходит он от оружия древних германцев, а затем и викингов, которое называется «скрамасакс».


Надо сказать, популярность скрамасаксов у древних франков была такой, что ей могли позавидовать даже мечи. Отчасти это понятно — хороший меч в те времена стоил слишком дорого, что бы стать оружием, доступным простому воину. Это потом они станут дешевле и доступнее, но до «потом» в те времена оставалось еще несколько веков.


Скрамасакс обходился не так дорого как меч, потому что на него уходило меньше кузнечной работы и меньше металла. В длину он был около 40 сантиметров, и его клинок затачивался только с одной стороны. Характер войны, которая в те времена часто сводилась к обыкновенной резне и поножовщине в тесной толпе, вполне соответствовал короткому и относительно дешевому скрамасаксу.
Реконструкция скрамасаксов, обнаруженных в Англии, Ирландии и (нижние три) Скандинавии.

Ножны скрамасаксов не были деревянными, а сшивались из одного листа кожи, согнутого пополам. Сверху их покрывали фигурными накладками, всевозможными оковками из металла, и крепили к поясу в наклонном положении. Ну прямо как у Бифура.








Странное оружие БИФУРА.



Это его оружие не имеет прямого аналога с историческим образцом. А является неким гибридом ФОШАРДА и копья. Было в Средние века такое оружие — фошард. Проще говоря, меч на коротком древке:


На что было способно такое оружие нам подскажет Библия, написанная в середине 13-го века для короля Людовика IX (так называемая библия Мациевского). Библейские сюжеты иллюстрированы сценами жизни, привычной художнику. Нарисованы они не просто подробно, а до мелочей. На ее страницах изображено очень много рыцарских побоищ, на вот этом можно увидеть фошард в действии:


Разумеется, так же лихо разрубить железный шлем фошард не мог — но кольчуга, показанная на миниатюре, была ему вполне подвластна.
А поскольку Эпоху крестовых походов иногда называют веком кольчуги, то сомневаться в действенности фошардов не приходится. Кстати на страницах этой книги, названной, в честь одного из ее обладателей, Библией кардинала Мациевского, есть еще одна примечательная иллюстрация.


Перед нами три копья с разными наконечниками. Присмотритесь к самому первому копью слева. Форма наконечника поразительно похожа на оружие Бифура. Ох, неспроста это))). Глядя на оружие Бифура, а конкретнее на перекладину под наконечником, еще вспоминается и русская рогатина.

Например такая, найденная на Куликовском поле в 1880 году. Длина наконечника – 40 см (со втулкой и прожилинами - 87 см.). Ширина – 4 см.


Подробнее про рогатины тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/140665.html






НОРИ и его дубина.


Здесь все гораздо проще. Среди находок археологов есть такая булава:

Она датируется I-III столетиями до нашей эры, бронзовым веком. Место находки — Луристан, это одна из областей современного Ирана.

И еще одно интересное фото — оружие Первой мировой.
Среди кастетов, гранат и ружей целая коллекция так называемых траншейных дубинок. Некоторые из них поразительно похожи на древнеиранскую и бельгийскую. А ведь с их помощью солдаты крошили друг друга всего 100 лет назад!








ГЛОИН и его боевой топор


Форма топора — необычная. Это понятно. Но в ней легко читаются сразу три вполне средневековых боевых топора. Один из них, выставленный в музее войска Польского, использовался в 16-м столетии венгерской пехотой. Очень удобное оружие — им можно и колоть и рубить. Вот одна из его современных реплик:


Второй топор, который явно повлиял на дизайнеров оружия, был найден на острове Готланд (современная Швеция). Топор датируется временем викингов — 9-11 веками и славится своей ажурностью — такой он один. В музеях и частных коллекциях есть топоры с круглым отверстием в железке («железко» это вполне научное слово, обозначает металлическую часть топора), есть с пропилом в виде креста. Но это все декор, оружие остается боевым. На готландском же топоре боевые качества явно ослаблены в угоду форме:


Возможно этот топор служил для исполнения ритуалов или был знаком вождя, вроде скипетра или державы.
И наконец втулка, с помощью которой топор Глоина надевается на древко, напоминает о боевых топорах в форме буквы «Г». Их особенно много ковали в средневековых Польше и Германии. Длинная втулка плотно одевалась на деревянное древко и предотвращала его раскачивание в топоре.

Теперь про отверстия в топоре гнома. Это, кстати, тот самый топор, который мы видели во «Властелине колец» в руках сына Глоина — Гимли. Мне всегда казалось, что отверстия в нем нужны для облегчения веса. Но в реальности вес уменьшали еще более незамысловатым способом. Чем больше и страшнее топор в профиль, тем он, как правило, тоньше в фас.

Автора! Автора!
Ну и в самом конце мы изменим развоплощению киноперсонажей.
Гораздо интереснее узнать о тех людях, которые занимались скрещиванием всего описанного, что бы получить все показанное. Это те же люди, которые создавали оружие для фильма «Властелин колец». Во-первых, кузнец Питер Лайон, который просеивал весь дизайнерский креатив через жесткое сито максимальной функциональности.


«Какой бы ни была придумка дизайнеров, — рассказал он, — какие бы «навороты» не родила их фантазия, я всегда пытаюсь сделать меч максимально достоверным именно в качестве оружия. И главный критерий здесь — пропорции оружия, его детали". Вместе с Лайоном над реквизитом фильма работал художник Джон Хоу. Он возглавил работу целого отдела, на плечах которого лежало создание художественной концепции фильма. Стоит упомянуть интересную подробность — Хоу занимается исторической реконструкцией Средневековой Европы, состоит в одном из самых серьезных объединений реконструкторов с мировым именем — «Рота Святого Георгия».
«Рота Святого Георгия» в полном составе


Так что фильму повезло: и кузнец и главный дизайнер ставили во главу угла историческую достоверность кинооружия.
Работа велась так. Сперва дизайнеры придумывали эскизы и делали картонные макеты оружия в натуральную величину. Затем передавали их Питеру Лайону, а тот обсуждал их с Хоу и остальной группой. Затем Питер приступал к их изготовлению.
«Все клинки, которые показывали зрителю крупным планом, изготовлялись из рессорной стали, так что будь они заточенными, я бы доверил им свою жизнь", — рассказывал Лайон и добавлял. Что оружие специально «старили», дабы оно выглядело естественно. Это вполне соотносится с задумкой режиссера «Хоббита» Питера Джексона:
«У меня была единственная цель: я хотел достоверным и убедительным образом погрузить публику в фантастический мир Средиземья».


Ну и в заключение — небольшое видео, отснятое в оружейных мастерских фильма «Хоббит».


Взято тут http://ludota.ru/hobbit-srednevekovoe-oruzhie-v-filme.html и дополнено.




Tags: кино, холодное оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments