Тяга фрицев к всесокрушающим и всеуничтожающим вундервафлям конечно поражает. Вот и история появления САУ с ласковым именем "Упрямый Эмиль" (Sturer Emil ), данным этим двум машинам ее экипажами, за удивительную надежность, ремонтнопригодность и простоту конструкции (это сарказм ежели что), начинается с момента осознания немецким командованием весьма вероятного варианта развития войны с Францией; а именно - штурма "Линии Мажино". Соответственно и начали они работы над "убийцей ДОТов" в 1940 году.
Почесав голову фрицевские енералы, для начала определились с калибром орудия. Шоб лягушатникам не показалось мало, для "бетонобойной" САУ выбрали орудие со "скромным" калибром в 128 мм. И поручили создание сего девайса знаменитой оружейной фирме Rheinmetall. Рейнметалловцы недолго думая использовали ствол, лафет и противооткатные устройства от своей же зенитки 12,8cm Flak Gеrat 40. И на основе этого орудия быстренько сляпали то, что впоследствии стало именоваться 12,8cm Kan L/61. "Ага", - обрадовались высшие чины вермахта, - "вот мы ща ентим французишкам, к-а-ак дадим с помощью этой пушечки люлей"! "У-у-у, блин!" - разочарованно завыли они, когда узнали про вес этой "мелкашки". А вес был "всего лишь" 7835 кг. Тут вояки поняли, что подходящего шасси для этой еболы у них-то и нет.
Но случилося чудо: как раз в это время "освободилось" шасси экспериментального тяжелого танка VK 30.01(H). "Ура!!!", - заорали всякие там Гудерианы и Манштейны, - "Теперь-то точно будет у нас САУ с орудием калибра 128 мэмэ!!!". Не тут-то было! И шасси хеншелевского VK 30.01(H) было для пушечки слабовато. Пришлось фирме Henschel взяться за его доработку.
Первый экземпляр "Эмиля", ну или если хотите Pz.Sfl. fuer 12,8cm K.40, во дворе фирмы Alkett. Весна 1942 года.
Короче, воткнули еще по каточку, в любимую всеми верными сынами Фатерлянда, "шахматную" ходовку имени герра Книпкампа. Корпус малость подвергли "наппильнингу" опосля чего лоб корпуса стал толщиной 50 мм, борта 30 мм, лоб неподвижной рубки, сваренной в кормовой части корпуса - 50 мм, борта рубки - 15 мм. В оную рубку и воткнули орудие 12,8cm Kan L/61. Для своего времени эта хрень обладала фантастическим бронепробитием. 26-килограммовым снарядиком 12,8cm Panzergranate mit Lichtpurhuelse Nr.4 пушка пробивала: с дистанции 100 метров – 200 мм гомогенной брони; с 500 метров – 175 мм; с 1000 метров – 150 мм; с 1500 метров – 132 мм; с 2000 метров – 130 мм. Чтоб вы понимали мощщу этой 128-мм чуды-юды : на дистанции в 2 километра (!) из нее подбить тяжелый советский танк КВ-1, как два пальца обоссать.
Тут давай фрицы этой фигне бронированной имечко придумывать. Одни говорят пусть будет 12,8 Selbsfahrlafette K.40 (L/61) Pz.Sfl.V. Не, говорят другие слишком просто, враги догадаются, шо мы вундервафлю построили, надобно позаковыристей. Позаковыристей? Да легко. И стала сикретная вундервафля называться 13cm Kan. (Pz.Sfl.) auf Fahrgestell des VK 30.01.
“Max” и “Moritz” вместях на испытаниях.
Решили к декабрю 1940 года построить два экземпляра этой САУ. Но по разным причинам построили их только к марту-апрелю 1942 года, попутно сменив ваще непроизносимое название, на куда более простое - Pz.Sfl. fuer 12,8cm K.40. Да и заодно передав заказ на постройку САУ на фирму Alkett.
Как нетрудно догадаться к весне 1942 года всякие "Линии Мажино", "линии Молотова" и даже, о ужас "Линия Сталина" остались далеко в тылу вермахта. И тут гансов осенило. Так мы ж из "бетонобойной" САУ замостырим противотанковую. И замостырили. А че не замостырить, если просто надо в документах слово Betonknacker на слово Panzerjager изменить? Влегкую!
Обе САУ получили имена собственные “Max” и “Moritz”.
Проведенные тем временем испытания "Макса" и "Морица" показали, что они являются мягко говоря противоречивыми машинами. Достоинства 128-мм орудия сильно “сглаживались” недостатками удлиненной ходовой части. Сама схема шахматного расположения опорных катков вряд ли являлась оптимальной для условий Восточного фронта, вдобавок являясь более трудоёмкой в производстве. Кроме того, немаленькие габариты рубки и орудия влекли за собой проблему визуального обнаружения и маскировки.
А ходовые качества Pz.Sfl. fuer 12,8cm K.40 оказались просто отстойными. Хотя САУ могла преодолевать ров шириной 4,5 метра и брод до 1,05 метра её максимальная скорость по шоссе составила всего 25 км\ч. Ещё хуже обстояли дела с запасом хода – при наилучших условиях он не превышал 170 км, а на местности самоходка могла пройти только 80 км.
Где-то на просторах СССР
Интересной особенностью первого прототипа 128-мм самоходки было наличие дополнительной рубки, установленной справа от места механика-водителя. Она предназначалась для его помощника только на время испытаний и была изготовлена из обычных стальных листов без смотровых щелей. Тщательно взвесив все “за” и “против” Wa Pruf 6 (это контора такая ведавшая разработкой бронетехники) отказался от строительства 128-мм самоходных орудий на модифицированном шасси танка VK 30.01(H). К тому же, в конце 1941 года появились прототипы более совершенных противотанковых САУ. Впрочем, имеющиеся машины надлежало как-то использовать.
В преддверии наступления на южном участке советско-германского фронта оба прототипа Pz.Sfl. fuer 12,8cm K.40 приказом от 15 мая 1942 года были сведены Panzerjager-Zug, вошедший в 3-ю роту 521-го тяжёлого истребительно-противотанкового дивизиона (нем. 3/schwere Panzerjager Abteilung 521). Командовал ротой обер-лейтенант Курт Хильдербрандт, для которого начала июля стало наиболее результативным периодом. По его воспоминаниям в первом бою приняли участие только “Moritz” . Вторая 128-мм осталась в резерве из-за проблем с двигателем.
В ходе отражения атаки 30 советских танков Т-34 и КВ-1 экипаж немецкой САУ добился значительных успехов (отож). Стрельба велась с дистанции 1000-1500 метров бронебойными снарядами, при этом самоходка не сколько раз меняла позицию. Большая дальность позволила немцам без особых проблем подбить четыре советских танка, хотя дуэль с КВ-1 едва не закончилась для них плачевно. Любопытно, что за два дня боёв экипажи “Moritz” и “Max” заявили об уничтожении только 26 “тридцатьчетверок”, упустив единственный КВ.
В скором времени Pz.Sfl. fuer 12,8cm K.40 направили под Сталинград. По документам на 12 декабря 1942 года обе самоходки находились в боеспособном состоянии. Спустя три недели, 1 января, одна из них находилась в городе, где и была оставлена. Возможно, эта самоходка была взорвана своим же экипажем при выходе из окружения. Вторая Pz.Sfl. fuer 12,8cm K.40 досталась советским войскам в практически целом виде недалеко от Сталинграда. Именно благодаря этому факту удалось сохранить столь редкий образец боевой техники.
Второй экземпляр "Упрямого Эмиля", захваченный под Сталинградом весна 1943 года
Он же где-то на СПАМЕ в районе села Алексеевка. Зимой 1942-43 гг.
После небольшого ремонта трофейный Pz.Sfl. fuer 12,8cm K.40 погрузили на поезд и отправили в Кубинку, где советские специалисты ознакомились с потенциальными возможностями одной из самых мощных немецких САУ. В 1944 году самоходка демонстрировалась на выставке трофейного вооружения в Москве, после чего она была передана в экспозицию Кубинского музея БТТ. Здесь единственный оставшийся Pz.Sfl. fuer 12,8cm K.40 находится в настоящее время.
"Упрямый Эмиль" на выставке трофейной техники в ЦПКиО им Горького. Москва 1944-45 гг.
Он же на испытаниях в Кубинке .
А вот имечко свое "Упрямый Эмиль" обе эти САУ получили за постоянные поломки, и вообще за выдающееся нервотрепание своим экипажам)))