andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Categories:

Биркебейнеры. Впечатления о кине.

Наконец-то сподобился посмотреть.



Про реальную историю, на основе которой был снят фильм можно прочитать тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/549731.html

Итак, кино снято на основе реальной истории. Истории подвига двух воинов Торстейна Скевла (Torstein Skevla) и Скьёрвальда Струкка (Skjervald Strukka) спасших в свое время малолетнего сына короля Хакона III Сверрессона. Будущего великого короля Хакона IV Старого, правившего Норвегией 46 лет. Именно при нем закончилась гражданская война длившаяся без малого три четверти века!

Сюжет фильма описывать не буду - захотите сами посмотрите.

Собственно впечатления о фильме:

Добротно снятая фильма с не очень большим бюджетом, что-то порядка 4 миллиона баксов (нашим режиссерам поучиться бы у норегов). С учетом того, что история эта для норвежцев, как для нас скажем подвиг Ивана Сусанина, то делайте выводы. Костюмы на мой дилетантский взгляд отличные. Причем простецы ходят в грубом не ярко окрашенном платье, что соответствует историческим реалиям. А знать в богатых и ярких одеждах, что как ни странно тоже исторично)))). Кожи и мехов тоже до хрена. Грязь с главных героев ошметками не падает. Чистотой особой тоже не блистают. Всего в меру. Тема сисек не раскрыта! Что конечно же является большим недостатком кины.

Великолепные виды природы. Просто охуенные.

Безумно раздражает переводчик постоянно называющий ребенка ХОкан. Блядь, он ХАкон! В крайнем случае ХОкон, но никак не ХОкан. Так уж повелось в русском языке, что скандинавское имя Hákon ("высокий сын" от древнесканд. há (высокий) + konr (сын).) произносится именно ХАкон. Этих ХАконов в русской истории, да и не только в русской, как говна. И что характерно ни одного ХОкана.

Далее. Отравление короля Хакона III Сверрессона его мачехой по наущению ярла Гисле оставим на совести сценаристов, хотя слухи о том, что конунг был отравлен ходили и тогда. А вот то что его отравила мачеха, которой в то время в Норвегии и не было, вот это вопрос. Хотя не обязательно же она сделала это лично своими руками, как в кине. Как правило, даже в глухом средневековье для подобных мероприятий существовали специально обученные люди, и вдове короля Сверрира Сигурдссона совершенно не надо было марать об пасынка собственные холеные ладошки лично.

В фильме оба главных героя - выходцы из простонародья. Что для "лапотников", как собственно и переводится термин "Биркебейнеры" было характерно. Другое дело, что ребенка короля, хоть и бастарда, кому попало не доверят, а значит эта парочка было выдающимися представителями воинского сословия. Хотя конечно, в начале 13 века на задворках Европы (да-да Норвегия в 13 веке это уже жопа европейского континента - славные времена, когда скандинавы почти 300 лет держали в ужасе все "цивилизованные" страны, уже минула полтора века назад) лично свободные крестьяне еще не забыли с какой стороны берутся за меч. С другой стороны с рыжим Торстейном не все понятно, а вот Скьёрвальд - по фильму типичный бонд. Тем не менее, вероятнее всего это не соответствует действительности. По всем данным реальной истории парочка была профессиональными воинами. Поэтому бондом Скьёрвальд скорее всего и не был.

Ну да ладно, это я уже придираюсь. Дух того сурового времени передан в фильме неплохо. После смерти близких никто не рыдает, не заламывает рук, не пущщает слезу, не страдает полфильма от тоски по родным и близким: даже подросток Эгиль, в одночасье лишившийся матери и отца. Это не мешает ему выполнять поручения старших и вести себя вполне адекватно.(На заметку нашим киношникам). Отношение к смерти в средневековье было немножко иным. Тот же Скьёрвальд, потеряв семью больше озабочен местью, нежели личными переживаниями. Хотя актер иногда лицом и пытается изобразить душевные муки. Правда удается ему это не очень. А вот стремление героя к мести убийцам жены и ребенка, находит полное понимание у его товарища Торстейна. Однако, он просит отложить возмездие до исполнения долга перед покойным королем. В общем, верю, да. Гораздо больше, нежели вечной рефлексии наших актеров, изображающих средневековых героев.

Далее: те самые "биркебейнеры" в основном вооружены копьями, луками, топорами. Мечей немного. Опять же респект историческим консультантам. Меч штука дорогая, в хозяйстве не особо нужная, поэтому ополченцы мечей в кине почти не имеют. То же самое касается защитного снаряжения - оно у лапотников практически отсутствует. Опять же с исторической точки зрения - верно. Только у парочки в конце фильма наблюдаются шлемы-норманнки, причем только дуги и нижняя окантовка с наносником на шлемах металлические, а сами шлемы кожаные, что тоже правильно. Так дешевле. Мечи наблюдаемые у соратников главных героев вполне соответствуют своему времени. Даже попадается пара каролингов, что вполне себе возможно - ну сохранился архаичный клинок выдающегося пра-пра-прадедушки в роду. Че тут такого? Весчь ценная, опять же славная деяниями предков. А вот почти полное отсутствие щитов у этих достойных людей вызывает удивление. Причем у их противников щитов хватает.

Двулезвийная секира Торстейна меня просто жутко напрягла. Из почти полутора тысяч найденных в Скандинавии топоров,8-12 веков, относящихся к боевым и условно боевым, едва ли пара имеет такую форму, да и то они ритуальные скорее всего. Не использовали скандинавы лабрисы в бою, не использовали!

Снаряжение противников биркебейнеров гораздо более дорогое и качественное. Там и кольчуги, и арбалеты, и стальные шлемы (все те же норманнки), а у главзлыдня даже присутствует полутораручный меч-бастард. Хотя для начала 13 века на сем лыцаре многовато железяк навешано. Такое себе могли позволить только ОЧЕНЬ богатые аристократы того времени. Хотя ХЗ, кто он там был. В кине об этом ни слова. Но, сука, свитера крупной вязки, изображающие из себя кольчуги воинов в финальном побоишше, это конечно полный пиздец. Уж штук 40 кольчуг реквизиторам можно было найти, у тех же реконов.

Забавно то, что все главные положительные герои светловолосые, ну или рыжие на крайняк. А главные злыдни - темноволосые. Как раз согласно понятиям красоты викингов. Сразу задумался, а нет ли здесь антисемитизму?

Тлетворное влияние Голливуда, с его речугами "Во имя...." ощущается, хотя и послабже нежели в других исторических кинах.

Враги не особо тупые. Если главгерои, убегают от них по глубокому снегу на лыжах, те тоже бросают лошадей и встают на лыжи. Да-да, не пытаются тупо по метровому снегу преследовать спасителей королевского наследника, на лошадках, а находят лыжи. В итоге, эта самая лыжная погоня один из самых лучших моментов фильма. Лошадки доставляют отдельно. Типичные низкорослые, мохнатые скандинавские кони. А не породистые лошади, которых создатели фильмов про средние века пихают всем кому не попадя. От Рычарда Львиное Сердце, до последнего пейзанина.

Боевые сцены средненькие. Все схватки начинаются с залпа луков/арбалетов, что тоже отражает действительность средневекового боя. И лишь потом народ вступает в рукопашную. Хотя сцена финального побоища выглядит как-то малехо странно. Попав в засаду отряд "плохих парней" резко спешивается с коней! И уже пехом ступает в бой. И если такая тактика норма для норманнов 8-10 веков, то для 13 века это жуткая архаика. Хотя ХЗ, еще раз повторюсь: Норвегия жуткая дыра в то время, и такая форма рукопашной схватки могла иметь место быть. В силу так сказать, как традиций, так и общей отсталости. Ну хоть лыцарь не стал с коняги слазить, дабы сразиться с сиволапым быдлом пешим. И то хлеб))).

Сцена изымания стрелы из Торстейна тоже снята весьма и весьма неплохо. С количеством воинов также вопросов нет. 40 человек, уже охуенная сила по тем временам. Хотя есть у меня стойкое убеждение, что небольшая численность отрядов, от малого бюджета, а не от следования историческим реалиям))). Главные герои не только весело катятся на своих лыжах со склонов различной крутизны, но и как это ни странно иногда карабкаются на ентих самых лыжах вверх, что тоже есть гут.

Смерть, отомстившего убийце своей семьи Скьёрвальда, также оставим на совести киношников. Реально о дальнейшей судьбе национальных героев Норвегии, мне лично ничего не известно.

Резюме:
1. Добротный исторический фильм-реконструкция.
2. Работа исторических консультантов вызывает (несмотря на некие ляпы) невольное уважение.
3. Актерская работа - весьма средненькая.
4. За отсутствие рефлексии, надрыва и "режиссерских находок" фильму только "+".
5. Общая оценка твердая 4.
6. Для интересующихся историей средневековья в общем, и историей Скандинавии в частности, смотреть нужно.
7. Ждал большего, это "-"


П.С. А да, забыл: в реальной истории Хакон Хаконссон был посмертным ребенком. То есть родился после смерти своего отца - короля. И между смертью короля и описываемыми событиями прошло почти два года.

Tags: 12-14 век, викинги, кино, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments