andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Category:

«Сфебробиль» - новый тип боевой единицы

14 сентября 1940 года в отдел рационализации и изобретательства Наркомата Обороны был прислан проект боевой машины от В.М. Кузьмина из Москвы, которую автор назвал «Сфебробиль». Следует отметить основательный подход Кузьмина к своему детищу: помимо эскизного чертежа, на суд специалистов отдела рационализации и изобретательства представлялась описательная часть на 9 листах, включающая в себя и расчет машины

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Новый тип боевой единицы - «Сфебробиль».


.

"Единство народа нашей страны, высокое моральное сознание Красной Армии побуждает создать новый тип боевой единицы, которая по своему смыслу была бы доступна для массового вооружения нашей армии и менее доступной для капиталистических стран.
Существующие танки и автомобильные машины широко применяются в любой капиталистической стране только лишь потому, что они не лишены возможности подчинить последние своим интересам.
Мощное же вооружение каждого бойца в отдельности лишает этой возможности, ввиду их классового противоречия.
В ответ данному желанию предлагаю новый тип боевой единицы под названием «Сфебробиль».
«Сфебробиль» по своему внешнему виду имеет замкнутую сферическую форму, откуда и получил свое название. Оболочка его выполнена из броневой стали толщиной 8-10 мм, которая делится на три основные части: две полусферы и шаровой сектор. Кажая полусфера имеет с внешней стороны у кромки грузошины, с внутренней стороны фасонный обод и в центре по иллюминатору. Шаровой сектор состоит из двух ободов (фасонное стальное литье), соединенных между собой ребрами жесткости, бойницы, люка для входа бойца, окна вентилятора, отверстия для складного гребного винта, отверстия для нижнего выхлопа отработанных газов, предусмотренного для выхлопа газов во время переправы бродом. Каждый обод по своей окружности имеет по шесть проушин для крепления конических роликов, посредством которых шаровой сектор соединяется с полусферами, допуская при этом свободное вращение последних. Кроме этого, каждый обод шарового сектора имеет по кольцевому войлочному сальнику для предохранения внутренней части «Сфебробиля» от загрязнения и от попадания воды во время переправы бродом. Степень уплотнения сальника регулируется клиновым поясом.
С внутренней стороны шаровой сектор имеет площадку для крепления бензинового двигателя с коробкой передач и фрикционным приводом, кронштейн для крепления пулемета, лапы для крепления вентилятора и мягкое сиденье для бойца.
С внутренней стороны «Сфебробиль» облицован стальным кожухом толщиной 1 мм. Последний крепится к шаровому сектору.
Тактичесая способность «Сфебробиля»
«Сфебробиль», как мото-боевая единица, по своим показателям значительно превосходит бронированный автомобиль, вытесняя последний совершенно из среды вооружения, и лишь по отдельным показателям уступает танку.
Рассматривая его положительные стороны, можно отметить следующее:
1. Весьма простая конструкция, что определяет его стоимость при серийном изготовлении не свыше 8-10 тысяч рублей.
2. Долговечность конструкции.
3. Высокая проходимость (несколько уступает танку) ввиду большого диаметра элементов качения и легкости конструкции.
4. Удобен для переброски на самолете.
5. Высокая неуязвимость, значительно бронированный автомобиль и танк.
6. Хорошая плавучесть, свободно преодолевает реки, озера, болота и бухты.
7. Большая скорость передвижения и незначительный расход горючего позволяет охватывать большой радиус боевых действий.
8. Высокая маневренная способность.
9. Значительная мощность боевого огня. При вооружении тяжелым противотанковым пулеметом может быть одним из средств для уничтожения танков и других боевых единиц.
Наряду с этим «Сфебробиль» имеет отрицательные стороны:
1. «Близорукость». Плохая способность определения места расположения противника (свойства всех бронированных машин).
2. Отсутствие возможности закрепить занятой позиции без подкрепления пехоты. Однако этот вопрос может быть несколько разрешен «Сфебробилем» более мощного типа. При диаметре оболочки 1500-1800 мм, последний может вместить число бойцов до 3-4 человек, из которых 2-3 бойца могут высадиться для закрепления позиции.»
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №965, стр.43-51

Как и многие подобные предложения, идею забраковали. 6 ноября 1940 года в адрес изобретателя ушло заключение, подписанное военинженером 3-го ранга В.А. Можелевым, в котором говорилось, что предлагаемая схема конструкции бронированной машины сферической формы ничего нового не представляет. Кроме того, по основным показателям, характеризующим качество боевой машины, то есть по проходимости по мягкому грунту, преодолению препятствий, удобству ведения огня и наблюдения из машины, удобству размещения экипажа и механизмов и оборудования внутри машины данный тип уступает известным конструкциям боевых машин гусеничного и колесного типа. Впрочем, Кузьмин не сдался и в течение еще нескольких месяцев пытался "пробить" свое детище, бомбардируя жалобами высокое начальство, включая конструктора Токарева.






Tags: ВМВ, СССР, Юмор, вундервафель, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments