andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Прадедушка Т-34




Обзор посвящен одной единственной машине - творению Джона Уолтера Кристи скоростному танку Christie M1928 \ M1931 известному еще и под названием “Model 1940”. И в общем это неудивительно, ибо именно этот танк стал прародителем целого семейства советских бронированных машин - знаменитых танков БТ.



Кристи в 1928 году начал проектирование совершенно новой машины. На этот раз Кристи выбрал в качестве основы четыре пары сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами, передними направляющими и задними ведущими колёсами. Задняя колесная пара была ведущей, передняя пара колёс была управляемой при движении на колёсном ходу.
Совершенно новой была подвеска танка – каждое колесо оснащалось мощной вертикально установленной пружиной, расположенной между двумя бортовыми листами корпуса и связанной с катками через качающиеся рычаги. Такая схема впоследствии получила наименование “подвески Кристи” (или подвески “свечного” типа) и устанавливалась на многие виды бронетехники практически без изменений, например на советские танки Т-34 и британские крейсерские А34 “Comet”.
Толщина бронирования не превышала 12,7-мм. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным бензиновым двигателем Liberty L-12 мощностью 338 л.с. с жидкостным охлаждением. Запас топлива составил 35 галлонов (132,5 литра). Компоновка осталась классической, экипаж танка состоял из 3-х человек: водителя, командира машины и стрелка. Башня на танке отсутствовала, а вооружение, состоявшее из двух 7,62-мм пулеметов Browning, размещалось в носовой части корпуса и на крыше боевого отделения на штыревой установке.
На этот раз Джон Уолтер Кристи "сорвал банк". Да и потраченные им за пять лет личные средства (382000 долларов - огромнейшая по тем временам сумма !) не пропали даром. На испытаниях М1928 развил максимальную скорость на колесах 120 км\ч и 67 км\ч на гусеницах. Для бронетехники тех лет (да и сейчас) это был поистине поразительный результат, поэтому Кристи возлагал на этот танк большие надежды и назвал его “Model 1940”.
В октябре 1928 года на полигоне Форт Майерс состоялась официальная демонстрация М1928 военному руководству. Видимо, не ожидая от очередного творения Кристи положительных результатов, начальник комиссии генерал Чарльз П. Саммеролл, отдал устный приказ о проведении всесторонних ходовых испытаний за счет конструктора. Как и следовало ожидать, в адрес М1928 было отпущено множество критических замечаний. Военные специалисты указали на “съедание” подвеской заброневого пространства в передней части корпуса, слишком тонкое бронирование, слабое вооружении и отсутствие башни. Кристи как мог отстаивал свою идею использования высокоскоростных танков, которые могли, в буквальном смысле этого слова, прошивать оборонительные порядки противника, нарушая его коммуникации и громя незащищенные тылы. Посильную помощь конструктору оказали полковник Дж.С.Паттон и майор С.С.Бенсон, которые также поддержали тактику использования скоростных танков в рамках действия кавалерийских частей.

Танк Christie M1928 на испытаниях в 1928 году.








Шасси, которое после тестов было почти непригодно для дальнейшего использования, передали Кристи для доработок. Ходовая часть была отремонтирована, ёмкость топливного бака довели до 50 галлонов (189 литров), предусмотрели установку одноместной башни с 37-мм пушкой. несмотря на кучу замечаний, пехота и кавалерия остались довольны показанными этой машиной скоростными характеристиками и 22 августа 1929 года танковый комитет рекомендовал принять М1928 на вооружение и включить его в текущую производственную программу.

Танк Christie M1928 на показе в Вашингтоне, 1929 год



Однако, организовать серийный выпуск М1928 не получилось. В конце 1931 года Кристи создал улучшенную модель М1931, в котором он попытался избавиться от большей части недостатков. Конструкция корпуса подверглась небольшим изменениям – была немного уменьшена его высота и переделана кормовая часть. Появилась цилиндрическая одноместная башня с 37-мм орудием и небольшой командирской башенкой.
Ходовая часть танка подверглась частичным доработкам. Она состояла из восьми опорных обрезиненных колес диаметром 686 мм установленных на качающихся рычагах с длинными геликоидальными пружинами, обеспечивавшими колесу вертикальный ход до 40,65 см. Таким образом, каждое колесо могло подниматься до уровня днища танка, что обеспечивало ему очень высокую проходимость. Гусеницы состояли из стальных пластин площадью около 645 см.кв. Время перехода с колес на гусеницы увеличилось до 30 минут, при том, что принцип смены хода не менялся.
Департамент вооружение получил М1931 только 19 января 1931 года и сразу поставил его на испытания.

Танк Christie M1931







Был поднят вопрос о закупке этой машины, но никаких гарантий о серийном производстве чиновники не дали, что совершенно не устроило Кристи. В свою очередь военные указывали на слишком высокую стоимость танка. Итог этой коммерческой “схватки” оказался компромиссным – в 1932 году Кристи получил заказ на 7 модифицированных танков получивших наименование Medium T1 на общую сумму 241500 долларов, что по сегодняшнему курсу превышает 31000000 долларов. Три из них передали пехоте, где они обозначались как Medium Tank T3 и были переданы 67-му пехотному батальону, в то время как четыре Combat Car T1 передали кавалерии. Специально для производства танков Кристи организовал компанию.

Танк Christie M1931 с установленной башней и вооружением. На месте механика-водителя сам Джон Уолтер Кристи




Танк Combat Car T1. На башне танка сам Дж.У. Кристи



Танки, согласно принятой в кавалерии системой обозначений, получили название Combat Car T1. Дело в том, что в 1920 году армейское руководство решило, что танковые подразделения могут использоваться только для поддержки пехоты, а кавалерия может вполне обойтись одними бронемашинами. Поэтому кавалеристам приходилось хитрить, называя собственные полноценные танки “боевыми машинами”.
В течении 1932-1933 гг. обширные испытания Т3 проводились на полигоне Форт Беннинг. Танки Кристи показали абсолютное превосходство в скорости и ходовых качествах над старыми 6-тонниками, но при этом отмечали сильный перегрев двигателей.

Колонна танков Medium Tank T3 на марше



Пехота запросила ещё 5 модернизированных танков Т3Е2 и даже выделила на их сборку часть средств, однако Кристи, целиком поглощенный созданием более современных шасси, сдал всего три. В отличии от более ранних вариантов Т3Е2 получил абсолютно новую восьмигранную башню, оснащенную одной 37-мм пушкой М1916 и пятью пулеметами.

Танк Medium Tank Т3Е2. 1934 год







В очередной раз немного изменили форму корпуса в носовой и кормовой части, но в остальном конструкция осталась прежней. На танке устанавливался двигатель Curtiss TD12 мощностью 435 л.с., что позволяло развивать скорость до 111 км\ч на колесах и до 65 км\ч на гусеницах при полной массе 12910 кг. Впрочем, дальнейших заказов на Т3Е2 не последовало. Дальнейшее развитие танков с подвеской Кристи оказалось непродолжительным. Почти одновременно фирма Cunningham представила колесно-гусеничный танк Т4, у которого вместо башни была установлена неподвижная бронированная рубка. Впрочем, и эти машины остались только в опытных экземплярах.

Танк Medium Tank Т3Е2 на испытаниях . 1936 год



Намного более удачно сложились отношения с зарубежными заказчиками. К машинам Кристи проявляли интерес несколько стран, но на закупку лицензий решились только две.
Одними из первых потенциал быстроходных танков рассмотрели представители Польши. Созданный в начале 1920-х гг. Военный Институт Конструкторских Исследований (WIBI) проводил интенсивные разработки в сфере танкостроения, но поскольку опыта польским инженерам не хватало было решено обратиться к иностранному опыту. В 1929 году в Америку командировали капитана Марьяна Русинского, перед которым поставили задачу детально ознакомиться с танками Кристи. Наиболее современной машиной на тот момент являлся М1928, но поскольку речь шла о возможной закупке лицензии на их выпуск американцы продемонстрировали проект танка М1931.
Оба танка оставили очень благоприятное впечатление и уже 26 февраля 1930 года в США прибыла польская закупочная делегация во главе с начальником конструкторского отдела WIBI полковником Тадеушем Коссаковским. В начале марта был подписан контракт на изготовление одного М1928 для испытаний в Польше – за него была внесена предоплата и в случае удачного исхода польская сторона без промедления покупала лицензию. Казалось бы, у танка Кристи в Польше сложиться безоблачное будущее, однако очень скоро события приняли совершенно другой оборот. Спустя несколько месяцев американская сторона вернула деньги и в одностороннем порядке разорвала контракт. Догадаться, в чём была причина столь резкого шага, было не сложно – в это же время Кристи вёл переговоры с советской стороной, которая предложила более выгодные условия. Тем не менее, в 1932 году польскими инженерами был разработан проект аналогичного танка так сказать “A la Christie”, который стал прототипом для широко известного 10ТР, постройка которого была завершена в 1938 г.
Испытывая нехватку финансирования Кристи охотно пошёл на контакт с советской делегацией, хотя его отношение к СССР было довольно прохладным. Согласно главной версии тех событий, американской стороной была предложена модель, называемая М1930, но поскольку такого танка в реальности не существовало можно сделать вывод, что это был всё-таки М1931. Впрочем, главной причиной покупки танка послужило, прежде всего, предоставление фирмой технической помощи, передача всех производственных чертежей и технологического процесса производства танка. Дж. У.Кристи выразил также готовность прибыть в СССР сроком на два месяца для консультаций и организации производства. Кроме того, фирма предоставляла возможность нашему инженеру работать на заводе в Рауэй (США). Ещё одной причиной в пользу М1931 была установка на нём авиационного двигателя Liberty, который уже производился в Советском Союзе под обозначением М-5 и использовался нескольких типах отечественных самолётов (И-1, И-2, Р-1, Р-3). Техническая поддержка на силовую установку в данном случае не распространялась. Был и ещё один немаловажный фактор - в случае заключения контракта между Польшей и американской фирмой Советский Союз, по мнению советских военных, мог снова утратить преимущество в танковом вооружении.
Договор о поставке двух танков, между фирмой U.S. Wheel Track Layer Corporation и Амторгом (торговой организацией, представлявшей в США интересы СССР), был заключен 28 апреля 1930 года на основе устного (!) соглашения между двумя сторонами. Интересно, что у нас принято именовать эти машины как “шасси танка Кристи”, хотя это не совсем верно. Штатное вооружение М1928 и М1931 ограничивалось только двумя пулеметами, а УММ РККА такой вариант не устраивал. Танки надлежало оснастить башенным орудием, чего Кристи сделать не смог (или отказался), поэтому машины прибывшие в СССР не имели башен и вооружения.
Стоимость двух танков оценивалась в 60000 долларов, включая комплект запасных частей, поставляемых фирмой U.S. Wheel Track Layer Corporation. За продажу производственных прав, передачу патентов и услуг в отношении технического содействия У. Кристи было уплачено еще 100000 долларов. Договор был подписан с американской стороны Дж.Уолтером Кристи - президентом корпорации, с советской стороны - А.В.Петровым, президентом "Амторга", в присутствии И.А. Халепского (СССР), Дж.Майкеля, Дж. Раймонда и Тиффани (все - США). То есть всего Советскому Союзу пришлось уплатить сумму 160 000 долларов.

Танк Кристи на испытаниях в СССР









9 августа 1930 г., чертежи прибыли в Москву и попали в распоряжение главного конструкторского бюро при Государственном Всесоюзном орудийно-оружейно-пулеметном объединении под руководством С.П. Шукалова, и были возвращены в АБТУ только 13 октября после снятия копий. Не дожидаясь прибытия опытных образцов М1931 постановлением РВС СССР от 21 ноября 1930 года танк Кристи принимался на вооружение бронетанковых частей РККА в качестве временной меры, пока не будут разработаны отечественные танки аналогичного назначения. Как известно, ничего не бывает продолжительнее, чем временное решение – с М1931 получилась именно такая история.
Два опытных танка были отправлены из Нью-Йорка только в конце декабря 1930 г. и прибыли в СССР в следующем месяце. Вплоть до середины весны 1931 года их устройство и конструкция изучалась как военными специалистами, так представителями АБТУ и промышленности. К примеру, 4 марта танк с номером 2051 был отправлен на склад №127 АБТУ, а 14 марта его передали в испытательный отдел, где в течении двух дней проводилась его демонстрация под руководством начальника отдела Громова и инженера танковой станции Лаврентьева. Вплоть до 16 апреля с М1931 знакомились различные делегации руководящего состава, на которых машина Кристи произвела хорошее впечатление. В связи с этим, 24 апреля состоялось совещание "О танковой программе на заводе на 1931 год". О важности рассматриваемого вопроса свидетельствует состав участников совещания: К.Е. Ворошилов, Тухачевский, Славин (РВС ЛВО), Карпенко (ОГПУ), Литуновский, Халепский, Лебедев (УММ), Сальников (директор завода), К.К.Сиркин, Забржевский (технические директора завода), а также другие представители завода и цехов. В принятом постановлении завод обязали приступить к изготовлению рабочих чертежей с 1 мая 1931 г. и до конца года поставить 100 серийных танков. Ещё раньше, решением АБТУ от 11 января 1931 года было определено название танка:
"Поскольку американский танк Кристи не отвечает требованиям системы танко-тракторно-автоброневооружения и на вооружение не принимался, сквозного индекса Т ему не присваивать... Более разумным представляется предложение о присвоении ему индекса "СТ" - скороходный танк, или "БТ" - быстроходный танк..."

Последним заказчиком выступила британская армия, представители которой по достоинству оценили возможности танков БТ-5, продемонстрированные на Больших Киевских маневрах в сентябре 1936 г. Уже в октябре британское военное ведомство дало согласие на закупку у Кристи танка М1931 (одного из образцов не принятого американской армией), которому заранее присвоили индекс А13Е1. Американский конструктор был искренне рад продать свою машину, однако препятствием для осуществления подписанного контракта стал запрет Конгресса на продажу новейшей техники. В те годы американское правительство действовало по принципу "сам не гам и другим не дам" только лишь из опасений, что танки и самолёты новых конструкций могут попасть в руки вероятного противника - то есть Германии, СССР и Японии. А карательные санкции за нарушение этого запрета были весьма жестокими. Печальная участь авиационного конструктора А.Северского, продавшего в 1939 году документацию и опытный образец многоцелевого самолёта 2РА японцам, была наглядным тому примером. В такой ситуации Кристи не оставалось ничего другого, как пойти на хитрость - он разобрал М1931 на части и, упаковав в контейнеры, продал его по документам как партию фруктов.
После проведения повторных ходовых испытаний британцы сделали вывод, что Кристи действительно оказался прав по части наделения танка высокими скоростными характеристиками, но отсутствие башни и размещение вооружения только в корпусе было воспринято как недостаток конструкции. На базе документации, полученной из США, фирмой Naffield были начаты работы по созданию крейрского танка Mk.III, который стал "прародителем" целой серии аналогичных машин.

Проданный под видом фруктов англичанам танк М1936



Так закончилась история одного из самых удачных танков конструкции Дж.У.Кристи. До настоящего времени сохранился только один танк Кристи – это один из Т3, проданных в 1932 году американской армии и носящий имя “Tornado”. Сейчас он находится в экспозиции танкового музея в Абердине.

Танк Medium Tank T3 с собственным именем “Tornado”. 1934 год



Он же в экспозиции танкового музея на Абердинском полигоне

Tags: ВМВ, ПМВ, США, вундервафель, история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments