andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

"Белый кролик" сэра Уинстона Черчилля.

У этой "хитрой" машины много имен. Официально эта штуковина называлась N.L.E Trenching Machine Mark I, неофициально: Cultivator No.6, "White Rabbit", "Nellie". Особенно доставляет название "Белый кролик". Кто-то из конструкторов был поклонником "Алисы в стране чудес" не иначе, а могет быть и опиума, как и автор сего несомненно замечательного литературного произведения.



"Кролик" результат получения английскими вооруженными силами негативного опыта траншейной мясорубки ПМВ, когда сотни тысяч солдат могли сложить свои головы на участке фронта протяженностью всего в несколько километров. Идея "боевого траншеекопателя" была проста - он тупо прорывал огромную канаву от своих позиций до вражеских, по которой следом за ним своя пехота и даже танки (!) могли практически без потерь достигнуть позиций противника, а в случае "прорыва" (прокопа?) позиций этим агрегатом и прорвать их.

Как ни странно, одним из энтузиастов развития столь необычных машин был Уинстон Черчилль. Для британского премьера траншеекопатель виделся тем самым средством, с помощь которого можно было в буквальном смысле “взломать” фронт противника. В то же время, военное ведомств Великобритании довольно скептически относилось к подобного рода затеям (вот тупые вояки, вечно своего "щастя" не понимают). Этот недолгий спор был решен в пользу Черчилля, который поручил Департаменту Военно-Морских Конструкторов начать разработку таких машин и в ближайшем будущем планировалось построить целый флот боевых траншеекопателей (БТр).

В обстановке полной секретности при Министерстве снабжения был создан Департамент Военно-морского Наземного Оборудования – NLE (Department of Naval Land Equipment), который занялся работой по созданию траншеекопателей. Позже к ним прибавилось имя Nellie, которым назвали первые прототипы (сцуко я б тоже такую херь засекретил бы!).
Непосредственно проектирование передали фирме Ruston-Bucyrus Ltd., специализировавшейся на экскаваторном оборудовании. Работы продвигались настолько быстро, что уже 6 декабря 1939 года британский премьер взял на себя смелость заявить, что к марту 1941 года фирма сможет поставить первые 200 машин!

У. Черчилль рядом со своим "Кроликом" на испытаниях этого "грызуна"




Главной задачей проекта Cultivator No.6 был прорыв немецкой обороны на “линии Зигфрида”, которая хоть и не была самой прочной в Европе, но доставляла союзникам массу неудобств. Предполагалось, что БТр будут скрытно выдвигаться к переднему краю фронта, после чего под прикрытием артиллерии начнут вкапываться в грунт под покровом ночи. В теории это позволяло им некоторое время оставаться незамеченными для противника и этого времени как раз должно было хватить на прокладывание траншеи к вражеским позициям.

Конструктивно машины типа Cultivator No.6 не представляли из себя “прорыв в технологиях”. Скорее наоборот, инженерам требовалось достичь максимальной простоты и надежности. Траншеекопатель состоял из двух частей. В передней части располагался плуг, в задней – транспортное отделение и силовая установка. Для установки на траншеекопатели вначале планировались 1000-сильные авиационные двигатели Rolls-Royce “Merlin”, но эти моторы были нужны RAF и для плана Черчилля не нашлось ни одной свободной единицы. К тому же, под постоянной нагрузкой “Merlin” давали всего 800 л.с. Тогда был принят вариант с двумя дизельными двигателями Paxman-Ricardo мощностью 600 л.с. каждый. Один двигатель занимался перемещением машины, а другой приводил в действие копательную часть со всем ее механизмами. Передвигалась машина на гусеницах шириной 610 мм.
Передняя секция, внешне напоминавшей сильно удлиненный танк Mk.IX образца 1918 года, имела длину 9,30 м, ширину 2,21 м и высоту 2,62 м. Масса секции составляла около 30 тонн (без навесного оборудования). Установленный спереди плуг врезался в грунт на глубину до 76 см и оставлял за собой траншею шириной 2,29 м и глубиной 1,5 метра. Столь большая глубина достигалась за счет отвалов формируемых с помощью двух ленточных транспортеров. За час машина была в состоянии пройти от 0,42 до 0,67 мили (680-1080 м) и перемолоть примерно 8000 (!) тонн грунта. На поверхности скорость Cultivator №6 была “значительно” выше и составляла 4,89 км\ч.
Задняя часть траншеекопателя состояла из двух секций, чтобы в случае необходимости не возникло проблем с транспортировкой. Массогабаритные размеры первой половины были следующими: длина – 7,11 м, ширина – 1,91 м, высота – 3,18 м, вес – 45 тонн. Вторая (задняя) половина была чуть побольше: длина – 8,64 м, ширина – 1,91 м, высота – 2,62 м и вес 55 тонн. В полностью собранном виде Cultivator No.6 имел длину 23,62 метра и массу 130 тонн!!!!.



Официальный заказ был выдан фирме Ruston-Bucyrus 22 января 1940 года, а 7 февраля британское правительство дало разрешение на постройку 200 “пехотных” траншеекопателей (“Infantry”) и 40 танковых (“Officer”). Различие между этими моделями заключалась в их назначении. Так, “Infantry” предназначался для “доставки” пехотинцев, а вариант “Officer” оснащался раскладной аппарелью, по которой на головы врагов могли выезжать легкие танки.
Пока британские лорды и сэры размышляли над тактикой применения траншеекопателей вермахт легко проломил оборону союзников во Франции и Бельгии, так и не перейдя к позиционной войне. Не ожидая такой быстроты британцы были вынуждены срочно пересмотреть свой взгляды на Cultivator No.6, которые в сложившейся ситуации оказались просто бесполезны. В середине 1940 года, когда боевые действия во Франции уже завершились, Черчилль написал письмо Айронсайду, в котором изложил свою точку зрения на проект боевых траншеекопателей. По его мнению, Cultivator No.6 были вполне пригодны для действий и в обороне, и в наступлении, но роль “передового тарана” им уже не отводилась. Далее предлагалось уменьшить заказ на траншеекопатели вдвое или даже вчетверо, а высвободившиеся мощности и ресурсы направить на постройку танков.
К этому времени в постройке находилось 33 машины(!!!), но у военных, переживших кошмар Франции и Греции, успело сложиться твёрдое мнение о непригодности этих машин в боевых условиях. И всё же, один “боевой культиватор” был достроен к июню 1941 года и доставлен на полигон для испытаний. Обозначение Cultivator No.6 к этому времени вначале заменили на N.L.E. Tractor, а затем на N.L.E Trenching Machine Mark I. Впрочем, более употребительным осталось название Nellie, которое закрепилось за этой машиной в мае 1941 года.


Впоследствии было достроено ещё три “пехотных” и один “танковый” траншеекопателя, которые проходили испытания до середины 1942 года. Несомненно, об их боевом применении речь не ставилась – военным была интересна скорее сама концепция “подземного прорыва” и её практическая реализуемость. По всей видимости, результаты испытаний были не слишком перспективными и в скором времени проект N.L.E. был заброшен. Окончательно судьба “боевых культиваторов” решилась в 1950 году, когда все пять машин отправили на слом.

Современная склеивательная модель "Кролика" и "кроликовода")))




Источники:
Источники:
Turner, John T "Nellie. The History of Churchill's Lincoln-Built Trenching Machine". Occasional Papers in Lincolnshire History and Archaeology. Volume 7. 1988 Edmund Ironside "The Ironside diaries, 1937–1940". Constable. 1966

П.С. А вы блеать еще над проектами из фондов ЦАМО смеялись. Вот вам всем....
Tags: ВМВ, Юмор, бронетехника, вундервафель, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments