andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

САУ ГАЗ-68. Гибрид ужа и ежа.

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в САУ ГАЗ-68. Гибрид ужа и ежа.


Почти сразу после окончания грандиозной Курской битвы были начаты работы по довольно странной машине: САУ артиллерийской поддержки известной сразу под несколькими названиями: «изделие 68-СУ», КСП-76, , или попросту ГАЗ-68.
Идея была проста - достаточно дешевое колесное шасси с приводом на все 4 колеса, скрестить со знаменитой грабинской пушкой ЗИС-3. С инициативой о создании колесной самоходки с 76-мм орудием в августе 1943 года выступил ведущий конструктор ГАЗ В.А. Грачев. Его поддержали конструкторское бюро и руководство завода. Наркомат Среднего машиностроения с пониманием отнесся к этой инициативе. Ну а что, за смешные деньги получить какую, никакую, но САУ, способную огнем в движении сопровождать механизированные войска.


Работы начались в октябре 1943 года, а уже в декабре был готов полноразмерный макет. В середине декабря 43-го конструкторы ГАЗ направили в ГБТУ проектную документацию. После выполнения некоторых доработок, предложенных Главным бронетанковым управлением, проект был утвержден. Разрешение на строительство опытной машины ГАЗ-68 было получено 7 февраля 1944 года. Примечательно, что к этому времени в документах появилось еще одно обозначение самоходки – КСП-76 («Колесная самоходная пушка с орудием калибра 76 мм»).




Уже в апреле 1944 года был изготовлен бронекорпус машины, а в мае она покинула цеха завода. Такая быстрота изготовления объяснялась просто: для изготовления ГАЗ-68, использовалось шасси полноприводного грузовика ГА№-63, созданное еще до войны, но в связи с началом ВОВ, отложенное в "долгий ящик".
Бронирование корпуса САУ составляло: лобовой лист 16 мм, бортовые листы 7 мм, днище 10 мм, МТО закрывалось щитом толщиной 5 мм. Вес корпуса 1140 кг. К тому же корпус имел очень малые габариты по высоте.
Также для уменьшения высоты машины орудие ЗИС-3 устанавливалось между колесных арок шасси САУ, на станке позволявшим осуществлять горизонтальную наводку в секторе 37 градусов, а по вертикали от -3 до +15 градусов. Боекомплект 40 выстрелов. В качестве дополнительного оружия для самообороны предлагались два пистолета-пулемета ППШ с 12 магазинами (852 патрона). Экипаж 3 человека. Мощность установленного в КСП-76 двигателя ГАЗ 202 - 85 л.с. Масса 5,4 тонны.



При испытаниях в общем-то отмечались многие положительные качества САУ, но ее подвело, как раз шасси грузовика ГАЗ-63, которое было не отработанным и не планировалось к производству. Да и проходимость колесного варианта САУ оказалась гораздо ниже ожидаемой. За отсутствием перспектив проект ГАЗ-68/КСП-76 закрыли сразу после завершения испытаний. Единственный построенный экземпляр этой самоходки так и остался в Кубинке. Сейчас он является экспонатом музея бронетанковой техники.











Tags: ВМВ, СССР, артиллерия, вундервафель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments