andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
andrewbek_1974
andrewbek_1974

Противотанковая САУ Panzer Selbstfahrlafette II . Очередной плод "сумрачного гения".

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Противотанковая САУ Panzer Selbstfahrlafette II . Очередной плод "сумрачного гения".




Заказ на разработку противотанковой самоходной установки Генеральный Штаб немецкой армии выдал в марте 1936 года. По документам проект, который носил название Panzerjager auf Selbstfahrlafette, предполагал разработку специализированного полугусеничного шасси, приспособленного под установку 75-мм орудия. За проектирование такой машины взялась фирма Bussing-NAG, в то время как фирме Rheinmetall поручили разработку башни и 75-мм орудия с длиной ствола 40,8 калибра.




Шасси HKP 902 включало в себя два основных элемента. Колесная часть состояла из моста автомобильного типа с управляемыми колесами. Гусеничная часть, применительно на один борт, включала 5 опорных катков установленных в шахматном порядке, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо и гусеничную ленту со стальными траками.


Корпус собирался из листов броневой стали дифференцированной толщины и надежно защищал от попадания пуль калибра 7,92-мм. Лобовая часть корпуса имела толщину 20 мм, борта – от 10 до 14,5 мм, корма – 10 мм, крыша и днище – по 5,5 мм. Компоновка корпуса, согласно ТТЗ, предполагала заднее размещение двигателя 4,7-литрового бензинового двигателя Maybach HL45 мощностью 150 л.с. В передней части располагалось двухместное отделение управления, а среднюю часть занимало боевое отделение.


В общем-то, самым интересным у данной САУ была её артиллерийская система. Орудие 7.5cm Kanone L/40,8 монтировалось в открытой сверху граненой башне кругового вращения. Башня имела двухскоростной привод. На низкой скорости она разворачивалась на 3 в секунду, на высокой – 8 в секунду. Экипаж состоял из 4-х человек. Углы вертикального наведения составляли от -8 до +20, что было довольно скромным показателем, однако для противотанковой пушки были сочтены вполне приемлемыми. Боекомплект составлял 35 выстрелов. Огонь мог вести двумя типами снарядов: бронебойным K.Gr.rot Pz. (масса 6,8 кг, начальная скорость 685 м\с) и осколочно-фугасными Sprenggranate (масса 5,85 кг, начальная скорость 485 м\с).

Для производства было выделено четыре шасси с заводскими номерами 2009-2012, однако в 1941 году фирма завершила изготовление только двух образцов. Поскольку к тому времени вермахт несколько охладел к противотанковым полугусеничным самоходкам 11-го августа было принято решение отправить оба образца Panzer Selbstfahrlafette II в состав корпуса "Африка". Поскольку мощности осколочно-фугасного выстрела 75-мм орудия было вполне достаточно для борьбы с полевыми укреплениями противника на дистанциях порядка 1500 метров САУ решили использовать именно для этой цели. При этом обе машины прошли небольшую модернизацию и были приспособлены для действий в условиях сухого жаркого климата. Начальный боекомплект должен был составлять 75 бронебойных и 35 осколочно-фугасных выстрелов, однако на фронт САУ отправились без боекомплекта.


Путь в Западную пустыню оказался чрезмерно долгим. Если 7-го декабря первая самоходка прибыла в Италию, то в ливийском порту Триполи её выгрузили лишь 5-го января 1942 года. В состав 605-го батальона истребителей танков Panzer Selbstfahrlafette II прибыл 17-го января. Вторая самоходка была доставлена в Ливию 23-го февраля. О действиях полугусеничных САУ точной информации не сохранилось. Обе машины фигурировали в немецких отчетах вплоть до конца марта 1942 года. За это время они успели принять участие в контрнаступлении, организованным Э.Роммелем, и, по всей видимости, в этот же период был потерян первый Panzer Selbstfahrlafette II. Вторая самоходка продолжала служить по меньшей мере до 25-го мая 1942 года, когда началась операция "Венеция" под Бир-Хакеймом. Последний рапорт был составлен 5-го июня. В нём говорилось, что в бою был потерян один Panzer Selbstfahrlafette II, но и он, в свою очередь, смог подбить три танка противника. Не исключено, что именно эта самоходка стала трофеем британских войск.




Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл "Энциклопедия немецких танков Второй Мирвоой войны 1933-1945" (перевод И.П.Шмелева), АСТ\Астрель\Харвест, Москва\Минск, 2003
С.В.Иванов (составитель) "Танк на поле боя 16 - Эволюция германских истребителей танков. Часть I", Пермь, 2005 г.
Walter J. Spielberger "Die Halbketten-Fahrzeuge des deutschen Heeres 1909-1945", Motorbuch Verlag, 1993



Tags: ВМВ, Германия, вундервафель, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments